Сибирские огни, 1984, № 10
«ревнитель старины», фанатичная пешка в руках закордонных хозяев, которые, при крываясь защитой ислама от «неверных», играя на национальных и религиозных чув ствах и семейных традициях афганцев, все еще мечтают вернуть страну к мрачным временам феодализма. Особое звено в этой контрреволюционной цепи заговора отведено женскому вопросу, решению демократического правительства обеспечить женщине равные права с муД<- чиной. Ведь д о сих пор доля афганки бы- •ла тяжкой и беспросветной. Ее продавали и покупали за деньги, как вещь. Ее эксплу атировали отец, муж, брат и даж е собст венный сын. Муж мог расторгнуть брак, лишить супругу права на детей. Если же афганка осмеливалась соединить свою судьбу с другим, муж «имел право» убить ее и возлюбленного. Рождение сына отмечалось в семье ши роким торжеством с барабанным боем и ружейным салютом, с подношением подар ков матери, рождение дочери не праздно валось. От ранних браков и болезней много рожениц умирало, наступала преждевремен ная старость. Старуха в возрасте 35—40 лет — обычное явление. В итоге афганские жен щины и сами не воспринимали себя как личность. Но вот народная власть издает свой дек рет под номером семь: ликвидируется упла та калыма, устанавливается возрастной ценз для брака. Теперь никто не имеет права заставить жениха выкупать невесту, девуш ка может выйти замуж по любви, но не раньше, чем в 16 лет, а юноша женить ся — в 18. Женщины стали широко вовлекаться в общественно полезный труд, в активную жизнь. Увеличилось число учительниц, мед сестер, служащих. Для них открываются курсы ликбеза, создаются и работают женсоветы. И враги Апрельской революции завопи ли: «неверные» отняли у нас землю, кото рую подарил нам аллах, теперь они отни мают у- нас женщин, честь которых нам дорож е жизни!». И гремят выстрелы, и льется невинная кровь. Женщина-афганка, являясь на протяже- ■ НИИ векоо самой отсталой и бесправной частью населения, считая своим уделом дом и домашнее хозяйство,. давала жизнь будущему поколению, воспитывала труж е ников, патриотов, воинов И сама нередко вста:вала рядом с мужчинами, чтобы за щитить свою родину. История страны хра нит имена многих таких героинь, беззавет но служивших народу. В Кабуле один из женских лицеев носит имя Малалай. Это имя принадлежит участ нице битвы с английскими колонизаторами под Майвандом, Когда смертельно ранен ный знаменосец уж е не мог держать в ру ках национальный стяг, его подхватила юная Малалай и бросилась на врага, увле кая за собой афганских воинов. В Герате центральный парк и одна из улиц названы именем Фазили Абдуррах- ман, шестнадцатилетней школьницы, бес страшно сражавшейся с душманами и ге ройски погибшей в неравном бою. Список славных дочерей Афганистане велик. И в нем мне видится имя еше одной. , : патриотки, которое хорошо знакомо ьф толь ко у себя на родине, но и за ее пределами. и Р а т е б з а д — член Политбюро ПК НДПА, председатель афганской органй* зации мира, солидарности и дружбы , пред седатель Центрального совета Демократи ческой организации женщин Афганистана. Потеряв отца — его, редактора прогрес сивной по тому времени газеты, убили наемники Н адир-хана— Анахита рано за думалась над смыслом жизни. В революцию вступила прямо со школьной скамьи. Сна чала это был нелегальный политический кружок, где девушка познакомилась с раз личными прогрессивными историческими течениями, трудами великих утопистов, на чала изучать марксизм-ленинизм. Затем поездка на учебу за границу, где она во очию убедилась во всех несправедливостях капиталистического общества. Вернулась домой, поступила в университет, окончила медицинский факультет, П все это время она продолжала активную революционную деятельность. После свержения даудовского режима вошла в состав первого народного пра вительстве. Мы часто встречались с ней, она вооду шевленно рассказывала о проблемах демок- рат'ического движения женщин, ликвида ции неграмотности среди населения. В 1965 году, через пять месяцев после рождения НДПА, была создана первая Демократическая организация женщин Аф ганистана (ДОЖ А ). Руководители партии; взяв на вооружение ленинские мысли, опыт советских коммунистоьВ', сразу поняли, что в стране, где почти половину населения со ставляют женщины, без участия последних в общественной жизни невозможно ради кально перестроить общество. Первый кружок ДОЖА состоял из семи человек, и его деятельность носила в ос новном подпольный характер; расширение ■ связей, вовлечение новых .членов. К началу Апрельской революции организация вырос ла до двух тысяч человек, столько же ж ен щин активно поддерживали ее. . — В каком положении находились афган ки до революции, вы уж е знаете,— говорит, ёеседуя с, нами, Анахита Ратебзад,— Но вот представьте себе послеапрельские со бытия и такую картину: девушки поступа ют в техническую школу. Их всего пятьде сят, до обидного мало, но ведь это ьвпер вые в истории! Потом их будет много, сот ни и тысячи, но нам будут дороги именно эти своим бесстрашием.-Сегодня в рядах ДОЖА 14 тысяч членов и около 70 тысяч сочувствующих. Женские организации име ются в 26 провинциях страны из 29. Прак тически, на всех промышленных предприя тиях и в кооперативах работают детские комнаты, растет сеть детских домов. ДОЖА поддерживает связь с 80 женскими органи зациями мира. Особенно теплые отноше ния сложились с Комитетом советских женщин. — У вас,— продолжает Анахита Р а тебзад,— накоплен большой опыт эманси пации женщин среднеазиатских республик. , Мы внимательно изучаем его и перенимаем. Это помогает нам избежать многих оши бок. Мы знаем, что у вас тоже фанатичные приверженцы ислама не щадили первых советских активисток. Мне рассказывали о народной героине Киргизии СаяиеВОй, ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2