Сибирские огни, 1984, № 10
неграмотностью, а заодно и с бандитами. В словах Асадуллы было столько опти мизма, уверенности, что невольно думалось: такие, как он, обязательно добьются своего. Враги Апрельской’ революции встретили всеобщий поход за знаниями в штыки. Р аз рушили более тысячи школ, зверски убили сотни учителей. Душманы отра.вляли в шко- лах и лицеях питьевую воду, применяли против детей отравляющий газ, бросали гранаты в переполненные классы, ломали детям руки и ноги... Мы посетили одну из школ в Джелала- баде. Несколько раз бандиты взрывали ее и всякий раз она поднималась из руин руками народа. Заходим в одну из комнат. Мебели — никакой. Ребятишки, сложив ноги по-турец ки, сидят прямо на полу. ' В другой комнате ученики сидят за пар тами, разными по высоте, сколоченными из разных досок, местами обгоревшими. Маль чишки дружно встают, дружно приветству ют гостей. Черные, как антрацит, глазенки не мигая смотрят на нас. И даж е когда учитель говорит детям, что многоуважае мые гости из Кабула хотят поговорить с ними, они сидят все так ж е смирно, не ше лохнувшись. Просим учителя спросить у ребят, кем они хотят стать, когда вырастут. Мальчиш ки оживляются, перешептываются. — Агрономом. — Шофером. — Трактористом. — Командиром. Наставник «одаривает» каждого похва лой и тут же делает короткие пояснения для нас. Почти все ученики — дети рабочих государственных ферм. Они, подражая сво им родителям, хотят продолжить их дело в поле, садах, мастерских. А те, кто думает служить в армии, хотят отомстить душма нам или за убитого отца, или за сожж ен ную школу.. Как они были похожи на наших после военных мальчишек: большеголовые, стри женные наголо, в стиранных-перестиранных рубашках с чужого плеча, не по годам взрослые, сообразительные. Многие из них еще не могут после занятий побежать на стадион или в кино: надо помогать родите лям зарабатывать на кусок хлеба. Их не окрепшие души остервенело топчут банди ты. Но новая жизнь, рожденная революци ей, уж е входит в класс вместе с новой про граммой и новыми учебниками. Беру в руки один из них. Он напоми нает нашу «Родную речь». Сочный, выра зительный набор, много рисунков, много красок. Издан в ГДР. На память приходит сообщение «Голоса Америки» о том, что СССР занимается русификацией Афганистана: издает книги и учебники для первого — четвертого клас сов, имеющие пропагандистский характер. Говорю об этом учителю. Он сосредото ченно выслушивает меня, отвечает с улыбкой: — О, такую «руссификацию» мы толькб приветствуем. Она дает нашим детям воз можность изучать родной язык, историю своей родины, народа, а не биографии ко ролей, как было раньше. Дети будут знать и наших истинных друзей, и заклятых вра- как раз и страшатся аме- гов. А этого риканцы!.. Вечером нашел и перечитал отчет с пер вого съезда учителей Демократической Рес публики Афганистан. Он проходил в разгар развернувшейся борьбы с неграмотностью. В зале присутствовали, те, кто работал над новой программой обучения и кто претворял ее в жизнь, кто руководил кружками лик беза и сам заканчивал этот кружок. «Я выступаю сегодня здесь благодаря тому, что научился читать и писать,— ска зал Низамуддин Ахмадали, выпускник кур сов по ликвидации неграмотности.— Вспо миная свою прежнюю жизнь, могу смрло утверждать, что я избавился от слепоты и прозрению моему помогла грамота. Я по нял, что народ Афганистана томился в темноте, и это было на руку нашим врагам. Они не хотели и не хотят, чтобы мы были образованными. Более того, враги всячески мешали народному просвещению, хотя по предписаниям нашей священной религии каждый мусульманин должен получить об разование. Об этом так называемые «за щитники ислама» сегодня умалчивают». А вот выступление преподавателя узбек ского языка Азиза: «Впервые в истории нашей страны детям узбеков и туркменов, проживающих в се верных провинциях Афганистана, предста вилась возможность учиться т своем род ном языке. Трудно передать охвативший нас, учителей, все население восторг, когда мы получили первые буквари на языках наших предков. Родители — узбеки и турк мены — ;ьредлагают нам свои дома под временные школьные помещения. Все это стало возможным благодаря правильной национальной политике НДПА, правитель ства стракы». Делегаты разъезжались по домам с на казом: «Кто грамотен — тот учит других, кто неграмотен — тот учится». И снова мысленно переношусь в Джела- лабад. Здесь, на площади Павших Героев, похоронена молодая учителыица Шамла. Дочь крестьянина, получив образование, она осталась в кишлаке учить крестьянских детей. По призыву партии организовала курсы ликвидации неграмотности, много сделала для создания женской организации в Нангархарской провинции. Она страстно проповедовала идеалы Апрельской револю ции, ее авторитет рос день ото дня. Люди видели в ней свою помощницу и за щитницу. Костью в горле была она для бандитов. Ей присылали угрозу за угрозой, зверски убили отца и младшего брата. А когда и это не заставило Шамлу отказаться от сво их убеждений, напали на школу. Учитёль- ница закрылась в классе и отстреливалась из пистолета. Тогда душманы ударили по школе из гранатометов... Когда потом, Несколько месяцев спустя, мне представилась возможность встретить ся с захваченными в плен душманами, я спросил у одного из бандитов, в чем же вина таких патриотов, как Шамла, и сотен ее погибших подруг? — Она нарушила законы шариата,— злобно ответил бандит,— Она женщина. Милостивый аллах разрешает убивать таких... Выло Н'снб,'чтсь 'передо мной еще ., один
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2