Сибирские огни, 1984, № 10

неграмотностью, а заодно и с бандитами. В словах Асадуллы было столько опти­ мизма, уверенности, что невольно думалось: такие, как он, обязательно добьются своего. Враги Апрельской’ революции встретили всеобщий поход за знаниями в штыки. Р аз­ рушили более тысячи школ, зверски убили сотни учителей. Душманы отра.вляли в шко- лах и лицеях питьевую воду, применяли против детей отравляющий газ, бросали гранаты в переполненные классы, ломали детям руки и ноги... Мы посетили одну из школ в Джелала- баде. Несколько раз бандиты взрывали ее и всякий раз она поднималась из руин руками народа. Заходим в одну из комнат. Мебели — никакой. Ребятишки, сложив ноги по-турец­ ки, сидят прямо на полу. ' В другой комнате ученики сидят за пар­ тами, разными по высоте, сколоченными из разных досок, местами обгоревшими. Маль­ чишки дружно встают, дружно приветству­ ют гостей. Черные, как антрацит, глазенки не мигая смотрят на нас. И даж е когда учитель говорит детям, что многоуважае­ мые гости из Кабула хотят поговорить с ними, они сидят все так ж е смирно, не ше­ лохнувшись. Просим учителя спросить у ребят, кем они хотят стать, когда вырастут. Мальчиш­ ки оживляются, перешептываются. — Агрономом. — Шофером. — Трактористом. — Командиром. Наставник «одаривает» каждого похва­ лой и тут же делает короткие пояснения для нас. Почти все ученики — дети рабочих государственных ферм. Они, подражая сво­ им родителям, хотят продолжить их дело в поле, садах, мастерских. А те, кто думает служить в армии, хотят отомстить душма­ нам или за убитого отца, или за сожж ен­ ную школу.. Как они были похожи на наших после­ военных мальчишек: большеголовые, стри­ женные наголо, в стиранных-перестиранных рубашках с чужого плеча, не по годам взрослые, сообразительные. Многие из них еще не могут после занятий побежать на стадион или в кино: надо помогать родите­ лям зарабатывать на кусок хлеба. Их не­ окрепшие души остервенело топчут банди­ ты. Но новая жизнь, рожденная революци­ ей, уж е входит в класс вместе с новой про­ граммой и новыми учебниками. Беру в руки один из них. Он напоми­ нает нашу «Родную речь». Сочный, выра­ зительный набор, много рисунков, много красок. Издан в ГДР. На память приходит сообщение «Голоса Америки» о том, что СССР занимается русификацией Афганистана: издает книги и учебники для первого — четвертого клас­ сов, имеющие пропагандистский характер. Говорю об этом учителю. Он сосредото­ ченно выслушивает меня, отвечает с улыбкой: — О, такую «руссификацию» мы толькб приветствуем. Она дает нашим детям воз­ можность изучать родной язык, историю своей родины, народа, а не биографии ко­ ролей, как было раньше. Дети будут знать и наших истинных друзей, и заклятых вра- как раз и страшатся аме- гов. А этого риканцы!.. Вечером нашел и перечитал отчет с пер­ вого съезда учителей Демократической Рес­ публики Афганистан. Он проходил в разгар развернувшейся борьбы с неграмотностью. В зале присутствовали, те, кто работал над новой программой обучения и кто претворял ее в жизнь, кто руководил кружками лик­ беза и сам заканчивал этот кружок. «Я выступаю сегодня здесь благодаря тому, что научился читать и писать,— ска­ зал Низамуддин Ахмадали, выпускник кур­ сов по ликвидации неграмотности.— Вспо­ миная свою прежнюю жизнь, могу смрло утверждать, что я избавился от слепоты и прозрению моему помогла грамота. Я по­ нял, что народ Афганистана томился в темноте, и это было на руку нашим врагам. Они не хотели и не хотят, чтобы мы были образованными. Более того, враги всячески мешали народному просвещению, хотя по предписаниям нашей священной религии каждый мусульманин должен получить об­ разование. Об этом так называемые «за­ щитники ислама» сегодня умалчивают». А вот выступление преподавателя узбек­ ского языка Азиза: «Впервые в истории нашей страны детям узбеков и туркменов, проживающих в се­ верных провинциях Афганистана, предста­ вилась возможность учиться т своем род­ ном языке. Трудно передать охвативший нас, учителей, все население восторг, когда мы получили первые буквари на языках наших предков. Родители — узбеки и турк­ мены — ;ьредлагают нам свои дома под временные школьные помещения. Все это стало возможным благодаря правильной национальной политике НДПА, правитель­ ства стракы». Делегаты разъезжались по домам с на­ казом: «Кто грамотен — тот учит других, кто неграмотен — тот учится». И снова мысленно переношусь в Джела- лабад. Здесь, на площади Павших Героев, похоронена молодая учителыица Шамла. Дочь крестьянина, получив образование, она осталась в кишлаке учить крестьянских детей. По призыву партии организовала курсы ликвидации неграмотности, много сделала для создания женской организации в Нангархарской провинции. Она страстно проповедовала идеалы Апрельской револю­ ции, ее авторитет рос день ото дня. Люди видели в ней свою помощницу и за­ щитницу. Костью в горле была она для бандитов. Ей присылали угрозу за угрозой, зверски убили отца и младшего брата. А когда и это не заставило Шамлу отказаться от сво­ их убеждений, напали на школу. Учитёль- ница закрылась в классе и отстреливалась из пистолета. Тогда душманы ударили по школе из гранатометов... Когда потом, Несколько месяцев спустя, мне представилась возможность встретить­ ся с захваченными в плен душманами, я спросил у одного из бандитов, в чем же вина таких патриотов, как Шамла, и сотен ее погибших подруг? — Она нарушила законы шариата,— злобно ответил бандит,— Она женщина. Милостивый аллах разрешает убивать таких... Выло Н'снб,'чтсь 'передо мной еще ., один

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2