Сибирские огни, 1984, № 10

свержение даудовского режима, а сегодня так ж е бесстрашно посещает самые отда­ ленные кишлаки республики. Говорит про­ никновенно, зажигательно. Мне несколько раз приходилось слушать его выступления, и я всегда удивлялся, как быстро начина­ ют понимать его крестьяне, как горячо аплодируют ему. — Наше сельское хозяйство,— говорил мне на одной из встреч Мухаммад Салех,— прошло сложный многовековой путь раз­ вития. Естественно, одни проблемы наслаи­ вались на другие, которые сразу, даж е са­ мыми хорошими декретами, не решишь. Мы ставили перед собой задачу дать крестьянину землю, и мы выполнили б ее до конца, если б нам не мешали. Но это обч>ективные трудности, вытекающие из за­ конов самой революции. Были и субъектив­ ные причины. Ошибки, допущенные нами, мы не скрываем, понимаем и хотим, чтобы с пониманием отнеслись к ним и наши то­ варищи. Партия, поступив честно, много сделала, чтобы исправить положение с крестьянским вопросом. Но факт остается фактом. И ни­ куда не денешься от того, что аграрная реформа была проведена не во всех про­ винциях. Многие безземельные крестьяне вообще остались без наделов, а те, кто ее получил, не всегда понимали, что земля дана им навечно. Плохой учет пахотных земель привел к неразберихе при ее кон­ фискации и перфаспределении. Не решался сразу такой очень важный вопрос, как рас­ пределение источников пользования водой. — Приезжайте к нам к концу пятилет­ ки,— предложил тогда на прощание пред­ седатель Национального отечественного фронта,— и вы убедитесь, что народная власть не бросает слов на ветер. Приехать еще раз я не смог, но скупые газетные строки подсказали мне: Зирай был прав. Появилось новое выражение «земельно-водная реформа», уж е свыше 600 тысяч гектаров земли распределено среди нуждающихся крестьян. Только в последнем году пятилетки, которая закон­ чилась 20 марта 1983 года, крестьянам бы -. ло предоставлено кредитов на сумму 553 миллиона афгани, проданы по твердым ценам тысячи тонн удобрений. Созданы и успешно работают первые машинно-трак­ торные станции. Нр не только хлебом единым жив чело­ век. Невозможно построить новую жизнь, не имея своих подготовленных специалис­ тов. Партии трудно нести свои идеи в мас­ сы, если последние в большинстве своем неграмотны. Именно таким значился Афга­ нистан во всех справочниках до Апрель­ ской революции, страна, с более чем двухтысячелетней историей. Последнее всег­ да воспринималось как укор существовав­ шему монархическому, а потом и республи­ канскому строю. Правда, последний, дау- довский режим, «краснея» от .стыда за свой темный народ, стал выделять некото­ рую сумму на образование. Но по назначе­ нию доходили гроши. Остальные афгани разворовывали сами члены правительства. Их ничуть не тревожило, что училась только пятая часть детей школьного возраста, что в стране не хватало школ, учителей, учебни­ ков и даж е простых школьных тетрадей. Темным пятном на совести правительства лежала унизительная культурная я языко­ вая дискриминация, абсолютная неграмот­ ность национальных меньшинств. Народная власть прилагает немало уси­ лий, чтобы вырвать страну из темноты и невежества. И сделано уж е немало. Р або­ тает 4,5 тысячи начальных и средних школ, 28 тысяч курсов ликбеза, на которых зани­ мается 650 тысяч человек, полтора милли­ она взрослых афганцев уж е научились чи­ тать и писать, совершенствуется новая система просвещения. Суть ее заключается в том, чтобы дать подрастающему поколе­ нию не только общее, но и политехническое образование, отвечающее требованиям сов­ ременности и интересам государства. Ведь раньше многие предметы изучались без вза­ имосвязи и какой-либо системы, отсутство­ вали единые школьные планы и программы, мало кто из учителей имел педагогическое образование. Начальное образование растя­ гивалось на целых восемь лет. Новая система ставит перед собой цель: во-первых, взаимосвязь и единство всех видов образования, во-вторых, обучение на родном языке и, в-третьих, бесплатное образование. Первое звено этой системы — дошкольное воспитание. Второе — школа нового типа, включающая начальную школу — четырех­ летку, неполную среднюю школу с 'восьми­ летним сроком обучения и среднюю школу- десятилетку вместо 12-летней, существую­ щей ныне. Третье звено — высшая школа. Все это, разумеется, не голое копирова­ ние опыта нашей страны и стран социализ­ ма, а критический, продуманный подход с учетом афганского общества. Новая систе­ ма будет вводиться постепенно, в течение нескольких лет. Потребуется, примерно, 8— 10 лет, чтобы покончить с неграмот­ ностью детей. ...Как-то вечером, возвращаясь в гостини­ цу на машине, мы поравнялись с торопли­ во идущим юношей. Было видно, что он очень спешил, но коварный гололед то и дело «подставлял» ему подножку. Предло­ жили подъехать с нами. Согласился сра­ зу, хотя и с оговоркой: мог бы и пешком дойти, не господин. Отдышался, огляделся. Узнав, что мы русские, заулыбался «... заговорил по-русски. — Я — Асадулла, студент политехниче­ ского института, учусь на выпускном кур­ се. После занятий веду кружок, учу рабо­ чих читать и писать! Собираемся на квар­ тире. В кружке девять человек. — Не боитесь?— поинтересовался я, зная, что быть учителем ликбеза — небезопасно. Бандиты грозят расправой « тем, кто учит, и тем, кто учится. Часто эти угрозы осу­ ществляются, особенно в отдаленных про­ винциях. — Я не думал об этом,— после некото­ рой паузы ответил Асадулла.— Не будет меня — придет другой, на место другого встанет третий. Нас много. Но что банди­ ты боятся нас — это хорошо. Значит, мы сильнее их. У человека можно отнять зем­ лю, воду, хлеб,^ но нельзя будет отнять у него знания, которые мы принесем ему. А умный человек быстрее поймет, где прав­ да. Этого-то и боятся душманы. Они объя­ вили «джихад»— священную войну «кяфя- рам»— неверным, а мы о^ я в и л и «джихад» неграмотности. Мы победим, покончим с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2