Сибирские огни, 1984, № 10
свержение даудовского режима, а сегодня так ж е бесстрашно посещает самые отда ленные кишлаки республики. Говорит про никновенно, зажигательно. Мне несколько раз приходилось слушать его выступления, и я всегда удивлялся, как быстро начина ют понимать его крестьяне, как горячо аплодируют ему. — Наше сельское хозяйство,— говорил мне на одной из встреч Мухаммад Салех,— прошло сложный многовековой путь раз вития. Естественно, одни проблемы наслаи вались на другие, которые сразу, даж е са мыми хорошими декретами, не решишь. Мы ставили перед собой задачу дать крестьянину землю, и мы выполнили б ее до конца, если б нам не мешали. Но это обч>ективные трудности, вытекающие из за конов самой революции. Были и субъектив ные причины. Ошибки, допущенные нами, мы не скрываем, понимаем и хотим, чтобы с пониманием отнеслись к ним и наши то варищи. Партия, поступив честно, много сделала, чтобы исправить положение с крестьянским вопросом. Но факт остается фактом. И ни куда не денешься от того, что аграрная реформа была проведена не во всех про винциях. Многие безземельные крестьяне вообще остались без наделов, а те, кто ее получил, не всегда понимали, что земля дана им навечно. Плохой учет пахотных земель привел к неразберихе при ее кон фискации и перфаспределении. Не решался сразу такой очень важный вопрос, как рас пределение источников пользования водой. — Приезжайте к нам к концу пятилет ки,— предложил тогда на прощание пред седатель Национального отечественного фронта,— и вы убедитесь, что народная власть не бросает слов на ветер. Приехать еще раз я не смог, но скупые газетные строки подсказали мне: Зирай был прав. Появилось новое выражение «земельно-водная реформа», уж е свыше 600 тысяч гектаров земли распределено среди нуждающихся крестьян. Только в последнем году пятилетки, которая закон чилась 20 марта 1983 года, крестьянам бы -. ло предоставлено кредитов на сумму 553 миллиона афгани, проданы по твердым ценам тысячи тонн удобрений. Созданы и успешно работают первые машинно-трак торные станции. Нр не только хлебом единым жив чело век. Невозможно построить новую жизнь, не имея своих подготовленных специалис тов. Партии трудно нести свои идеи в мас сы, если последние в большинстве своем неграмотны. Именно таким значился Афга нистан во всех справочниках до Апрель ской революции, страна, с более чем двухтысячелетней историей. Последнее всег да воспринималось как укор существовав шему монархическому, а потом и республи канскому строю. Правда, последний, дау- довский режим, «краснея» от .стыда за свой темный народ, стал выделять некото рую сумму на образование. Но по назначе нию доходили гроши. Остальные афгани разворовывали сами члены правительства. Их ничуть не тревожило, что училась только пятая часть детей школьного возраста, что в стране не хватало школ, учителей, учебни ков и даж е простых школьных тетрадей. Темным пятном на совести правительства лежала унизительная культурная я языко вая дискриминация, абсолютная неграмот ность национальных меньшинств. Народная власть прилагает немало уси лий, чтобы вырвать страну из темноты и невежества. И сделано уж е немало. Р або тает 4,5 тысячи начальных и средних школ, 28 тысяч курсов ликбеза, на которых зани мается 650 тысяч человек, полтора милли она взрослых афганцев уж е научились чи тать и писать, совершенствуется новая система просвещения. Суть ее заключается в том, чтобы дать подрастающему поколе нию не только общее, но и политехническое образование, отвечающее требованиям сов ременности и интересам государства. Ведь раньше многие предметы изучались без вза имосвязи и какой-либо системы, отсутство вали единые школьные планы и программы, мало кто из учителей имел педагогическое образование. Начальное образование растя гивалось на целых восемь лет. Новая система ставит перед собой цель: во-первых, взаимосвязь и единство всех видов образования, во-вторых, обучение на родном языке и, в-третьих, бесплатное образование. Первое звено этой системы — дошкольное воспитание. Второе — школа нового типа, включающая начальную школу — четырех летку, неполную среднюю школу с 'восьми летним сроком обучения и среднюю школу- десятилетку вместо 12-летней, существую щей ныне. Третье звено — высшая школа. Все это, разумеется, не голое копирова ние опыта нашей страны и стран социализ ма, а критический, продуманный подход с учетом афганского общества. Новая систе ма будет вводиться постепенно, в течение нескольких лет. Потребуется, примерно, 8— 10 лет, чтобы покончить с неграмот ностью детей. ...Как-то вечером, возвращаясь в гостини цу на машине, мы поравнялись с торопли во идущим юношей. Было видно, что он очень спешил, но коварный гололед то и дело «подставлял» ему подножку. Предло жили подъехать с нами. Согласился сра зу, хотя и с оговоркой: мог бы и пешком дойти, не господин. Отдышался, огляделся. Узнав, что мы русские, заулыбался «... заговорил по-русски. — Я — Асадулла, студент политехниче ского института, учусь на выпускном кур се. После занятий веду кружок, учу рабо чих читать и писать! Собираемся на квар тире. В кружке девять человек. — Не боитесь?— поинтересовался я, зная, что быть учителем ликбеза — небезопасно. Бандиты грозят расправой « тем, кто учит, и тем, кто учится. Часто эти угрозы осу ществляются, особенно в отдаленных про винциях. — Я не думал об этом,— после некото рой паузы ответил Асадулла.— Не будет меня — придет другой, на место другого встанет третий. Нас много. Но что банди ты боятся нас — это хорошо. Значит, мы сильнее их. У человека можно отнять зем лю, воду, хлеб,^ но нельзя будет отнять у него знания, которые мы принесем ему. А умный человек быстрее поймет, где прав да. Этого-то и боятся душманы. Они объя вили «джихад»— священную войну «кяфя- рам»— неверным, а мы о^ я в и л и «джихад» неграмотности. Мы победим, покончим с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2