Сибирские огни, 1984, № 10
в кабинет неслышно вошла жена. — Включи радио.. Важное сообщение... Передавали ответы главы Советского государства на вопросы корреспондента «Правды». Почти половина выступления была посвящена Афганистану. Весь вечер прошел под впечатлением услышанного. Разные мысли не давьали по коя. Почему-то вспомнился «Испанский дневник» Михаила Кольцова. Неужели вто рая Испания? Судить пока не берусь. Д р у гие времена, другие возможности. Проведя почти всю ночь за письменны.м столом, я почувствовал себя студентом, готовым сдаватО зачет т о географии. Что ж я узнал? Территория Афганистана 655 тысяч квадратных километров.--На такой площа ди. как модно иногда, сравнивать, можно разместить Францию, Голландию, Бельгию и Данию, вместе взятые. Труднее было с населением. По одним источникам — 12 мил лионов, по другим — 20. И все, оказывается, потому, что там ни разу не проводилось об щей переписи, а все оценки численности и состава населения страны приблязительны. Уже будучи в ДРА , я узнал, что страну населяют (примерно!) 16 миллионов че ловек. А какие народы там проживают? Этот вопрос я задал как-то своему сыну- школьнику. — Какие народы? — переспросил Вадим и, не задумываясь, ответил;— У нас делают так. Смотрят на карту и говорят. Напри мер, в Афганистане проживают афганцы, пакистанцы, иранцы, туркмены, узбеки, кир гизы, таджики. И тройка обеспечена. -— А если вместо иранцев сказать персы, то можно и четверку получить?— не без улыбки поинтересовался я. Сын, выдав свою шутку, понял и мою. Но школьники, в общем-то, правы. На тер ритории Афганистана, кроме коренного на селения, проживают народы граничащих с ним государств. В Афганистане насчитывается свыше 30-ти национальностей. Однако большинство на селения говорит либо на пушту, либо на дари, либо владеет двумя язьдками. И толь ко базар, в чем мне пришлось вскоре убе диться, спорит, принимает, отвергает, воз мущается « радуется на одном язы ке — дари. ...Монотонно гудел самолет. Все сильнее давала о себе знать усталость последних дней. Беседы становились короче, взгляды отрешенней. И вдруг все взбодрились, сно- , ва припали к иллюминаторам; Афганистан! Что сразу бросилось в глаза? Ухоженная земля с полями и перелесками, озерами и каналами, дорогами и поселками, дойдя до Амударьи, как бы наткнувшись на непрео долимую преграду, оборвалась, уступив место однообразному серому фону, на кото ром лишь кое-где виднелись светло-коричне вые холмы с расплывчатыми очертаниями да дюны-гребешки, словно рябь на воде. И з редка просматривалось что-то наподобие селений — плоских, серых, как и сама зем ля вокруг, а потому возникающих неожи данно. Проплыла жиденькая зелень у изви листого водоема, и снова, не на чем оста новиться, не на чем задержать, взгляд. — Несколько часов полета,— задумчиво произнес Александр Михайлович,— и мы с вами отброшены назад лет. этак, на сто пятьдесят.— По голосу чувствовалось, что и он удручен увиденным. Но вот начались горы. Картина резко изменилась. Слева и справа, то поднимаясь, то опускаясь, горбатились разноцветные скалы — холодные, обветренные, местами покрытые снегом, с острыми и тупыми вершинами, с крутыми, почти отвесными стенами, на которых выступали каменные глыбы-карнизы. Иногда горы расступались, образовывая неширокие долины, давая воз можность поселиться человеку; -домики, прижимаясь друг к другу, как ласточкины гнезда, прилипали к скалам. Вспомнились чьи-то слова; «Человек, по селившийся рядом е орлом, должен быть похожим на него». Л какого же человека воспитала эта земля, четыре пятых терри тории которой занимают скалы и плос когорья? Ответ на этот вопрос, наряду с другими, я искал все время, пока жил в Афганиста не. Собирал по крупицам из разных источ ников. А чаще всего из непосредственного общения с местным населением, с партий- ныл1и и государственными работниками, с воинами афганской армии, с представите лями духовенства >и даж е из разговоров с бывшими душманами, добровольно сло жившими оружие. Помню, первый «вклад» был сделан вскоре после приезда в Кабул. Я побывал на тематическом, вечере в одном из под разделений ограниченного контингента со ветских войск. Он был задуман командова нием с целью укрепления дружественных связей советских воинов с местным насе лением. На вечер пригласили выпускника Кабульского университета, сносно говорив шего по-русски. Маджида Азима с товари щами и попросили рассказать о быте, нра вах и обычаях афганцев. Конечно, такую беседу готов был провести каждый полит работник; у них имелась специальная ли тература. Но рассудили иначе. Одно дело, когда расскажет, может быть, даж е загля дывая в конспект; сослуживец, и совсем другое, когда псе это услышишь из уст местного жителя. Азим пришел в национальном костю.ме ; широкие темные шаровары, длинная, книзу расклешенная рубаха навыпуск. Поверх ру б а х и— суконная безрукавка, на плече — покрывало, на голове — чалма. Сидели у самой заметной палатки, обору дованной под Ленинскую коМнату, пили чай (без чаепития трудно представить бе седующего афганца), и всем было интерес но, о чем говорил Маджид. ...Своеобразный уклад жизни афганского народа регулируется нормами шариата — ■ свода мусульманских законов, выработан ных на протяжении многих веков, а также, особенно в семейном быту пуштунских пле мен, обычным правом («адат» или «пуш- тунвала»). «Пуштунвала» — это неписаный кодекс чести и достоинства афганцев, передава емый « 3 поколения в поколение. Он пред писывает самоотверженно защищать роди ну, высоко держать национальное достоин ство, почитать старших, отвечать обидой на нанесенную обиду. В нем отражены нор- ■мы и правила поведения, се.мейно-бытовые отношения, оговаривакыся условия приме-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2