Сибирские огни, 1984, № 10

в кабинет неслышно вошла жена. — Включи радио.. Важное сообщение... Передавали ответы главы Советского государства на вопросы корреспондента «Правды». Почти половина выступления была посвящена Афганистану. Весь вечер прошел под впечатлением услышанного. Разные мысли не давьали по­ коя. Почему-то вспомнился «Испанский дневник» Михаила Кольцова. Неужели вто­ рая Испания? Судить пока не берусь. Д р у ­ гие времена, другие возможности. Проведя почти всю ночь за письменны.м столом, я почувствовал себя студентом, готовым сдаватО зачет т о географии. Что ж я узнал? Территория Афганистана 655 тысяч квадратных километров.--На такой площа­ ди. как модно иногда, сравнивать, можно разместить Францию, Голландию, Бельгию и Данию, вместе взятые. Труднее было с населением. По одним источникам — 12 мил­ лионов, по другим — 20. И все, оказывается, потому, что там ни разу не проводилось об­ щей переписи, а все оценки численности и состава населения страны приблязительны. Уже будучи в ДРА , я узнал, что страну населяют (примерно!) 16 миллионов че­ ловек. А какие народы там проживают? Этот вопрос я задал как-то своему сыну- школьнику. — Какие народы? — переспросил Вадим и, не задумываясь, ответил;— У нас делают так. Смотрят на карту и говорят. Напри­ мер, в Афганистане проживают афганцы, пакистанцы, иранцы, туркмены, узбеки, кир­ гизы, таджики. И тройка обеспечена. -— А если вместо иранцев сказать персы, то можно и четверку получить?— не без улыбки поинтересовался я. Сын, выдав свою шутку, понял и мою. Но школьники, в общем-то, правы. На тер­ ритории Афганистана, кроме коренного на­ селения, проживают народы граничащих с ним государств. В Афганистане насчитывается свыше 30-ти национальностей. Однако большинство на­ селения говорит либо на пушту, либо на дари, либо владеет двумя язьдками. И толь­ ко базар, в чем мне пришлось вскоре убе­ диться, спорит, принимает, отвергает, воз­ мущается « радуется на одном язы­ ке — дари. ...Монотонно гудел самолет. Все сильнее давала о себе знать усталость последних дней. Беседы становились короче, взгляды отрешенней. И вдруг все взбодрились, сно- , ва припали к иллюминаторам; Афганистан! Что сразу бросилось в глаза? Ухоженная земля с полями и перелесками, озерами и каналами, дорогами и поселками, дойдя до Амударьи, как бы наткнувшись на непрео­ долимую преграду, оборвалась, уступив место однообразному серому фону, на кото­ ром лишь кое-где виднелись светло-коричне­ вые холмы с расплывчатыми очертаниями да дюны-гребешки, словно рябь на воде. И з­ редка просматривалось что-то наподобие селений — плоских, серых, как и сама зем­ ля вокруг, а потому возникающих неожи­ данно. Проплыла жиденькая зелень у изви­ листого водоема, и снова, не на чем оста­ новиться, не на чем задержать, взгляд. — Несколько часов полета,— задумчиво произнес Александр Михайлович,— и мы с вами отброшены назад лет. этак, на сто пятьдесят.— По голосу чувствовалось, что и он удручен увиденным. Но вот начались горы. Картина резко изменилась. Слева и справа, то поднимаясь, то опускаясь, горбатились разноцветные скалы — холодные, обветренные, местами покрытые снегом, с острыми и тупыми вершинами, с крутыми, почти отвесными стенами, на которых выступали каменные глыбы-карнизы. Иногда горы расступались, образовывая неширокие долины, давая воз­ можность поселиться человеку; -домики, прижимаясь друг к другу, как ласточкины гнезда, прилипали к скалам. Вспомнились чьи-то слова; «Человек, по­ селившийся рядом е орлом, должен быть похожим на него». Л какого же человека воспитала эта земля, четыре пятых терри­ тории которой занимают скалы и плос­ когорья? Ответ на этот вопрос, наряду с другими, я искал все время, пока жил в Афганиста­ не. Собирал по крупицам из разных источ­ ников. А чаще всего из непосредственного общения с местным населением, с партий- ныл1и и государственными работниками, с воинами афганской армии, с представите­ лями духовенства >и даж е из разговоров с бывшими душманами, добровольно сло­ жившими оружие. Помню, первый «вклад» был сделан вскоре после приезда в Кабул. Я побывал на тематическом, вечере в одном из под­ разделений ограниченного контингента со­ ветских войск. Он был задуман командова­ нием с целью укрепления дружественных связей советских воинов с местным насе­ лением. На вечер пригласили выпускника Кабульского университета, сносно говорив­ шего по-русски. Маджида Азима с товари­ щами и попросили рассказать о быте, нра­ вах и обычаях афганцев. Конечно, такую беседу готов был провести каждый полит­ работник; у них имелась специальная ли­ тература. Но рассудили иначе. Одно дело, когда расскажет, может быть, даж е загля­ дывая в конспект; сослуживец, и совсем другое, когда псе это услышишь из уст местного жителя. Азим пришел в национальном костю.ме ; широкие темные шаровары, длинная, книзу расклешенная рубаха навыпуск. Поверх ру­ б а х и— суконная безрукавка, на плече — покрывало, на голове — чалма. Сидели у самой заметной палатки, обору­ дованной под Ленинскую коМнату, пили чай (без чаепития трудно представить бе­ седующего афганца), и всем было интерес­ но, о чем говорил Маджид. ...Своеобразный уклад жизни афганского народа регулируется нормами шариата — ■ свода мусульманских законов, выработан­ ных на протяжении многих веков, а также, особенно в семейном быту пуштунских пле­ мен, обычным правом («адат» или «пуш- тунвала»). «Пуштунвала» — это неписаный кодекс чести и достоинства афганцев, передава­ емый « 3 поколения в поколение. Он пред­ писывает самоотверженно защищать роди­ ну, высоко держать национальное достоин­ ство, почитать старших, отвечать обидой на нанесенную обиду. В нем отражены нор- ■мы и правила поведения, се.мейно-бытовые отношения, оговаривакыся условия приме-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2