Сибирские огни, 1984, № 9
Это тревожно-радостное ощущение полета вытесняет все мысли и чувства,— хочется кричать в ветреную пустоту что-то бессмысленное, дикое. Порою меня обдает кисловатым паровозным дымом, и тогда на зубах скрипит угольная пыль. Но сквозь дым прорываются запахи про сторов,— нагретого солнцем жнивья, пресной болотной гнили, увядаю щих трав и древесной листвы. Железный пол в тамбуре вздрагивает, под ним четко стучат на сты ках колеса: так-так, так-так, так-так! А то ни с того ни с сего вдруг оглу шительно и радостно заорет на весь божий мир паровоз: ого-го-го! Хорошо-о, мол! До вечера я стою в тамбуре, пока ноги мои не деревенеют от уста лости. Тогда я неохотно плетусь в душный вагон, лезу на занятую ранее верхнюю полку. Ложусь, подсунув под голову плоский свой фанерный чемоданчик и снова гляжу в окно. Перед глазами мелькают телеграф ные столбы, провода на них то поднимаются, то снова провисают, степ ной горизонт кажется близким, и, поскольку не видно всего неба, чудит ся, что сразу за горизонтом без конца и края разлилась голубая вод ная пустыня... Но вот пошли леса. Сначала березняки,— серебристые стволы за мелькали перед глазами, как спицы в колесе велосипеда,— потом над винулись темные хвойные боры, по краям опять же прошитые березками, словно струями солнечного ливня. Я никогда не видел хвойных лесов,— они показались мне мрачными и суровыми. Чудилось, медные стволы издают протяжный и низкий ко локольный гул. Солнце село за сосны, но последний лучик его никак не хотел отста вать от поезда: он то там, то здесь прорывался сквозь темные ветви и бил мне прямо в глаза. Но вот и лучик исчез, и леса сразу окутала зе леная мгла, только долго еще меж стволами мелькали алые клочья зари, словно мимолетные костры. И вот уже ночь, совсем темно за окном, а в вагоне под потолком тускло желтеет лампочка. Пассажиры угомонились, затихли, а провод ница все никак не может успокоиться, все неуклюже шарашится в про ходе и на кого-то ворчит. — Да перестанете вы или нет?!— громко спрашивает, видно, выве денная из терпения пассажирка.— Ребенку уснуть не даете, корова вы этакая... А точнее сказать — свинья... — Но, но!— орет, словно на лошадь, проводница.— Я вот жаловать ся пойду! За оскорбление... При исполнении служебных...— Она удаля ется по коридору и больше уже не появляется. Я ворочаюсь' на узкой голой полке, не могу уснуть,— кажется, меня немножко лихорадит,— или прохватило сквозняком в раскрытом тамбу ре, или от излишка нахлынувших впечатлений. Редко-редко за черным окном мелькнет россыпь желтых огоньков,— или полустанок какой, или просто деревня,— и подумается невольно, ка кая же огромная она, наша земля, и сколько же на ней этих неведомых мне поселений, где живут чужие, загадочные люди, которых я никогда не увижу, ничего не узнаю о их жизни... Как жаль! Ведь у каждого чело века своя, не похожая ни на чью другую, судьба,— даже этим одним интересен любой человек, потому что он — это целый мир, удивительно сложный и многогранный. И, пожалуй, нет на свете занятия более ин тересного, науки более сложной, чем познание человеческой сути... Я не заметил, как заснул. И, кажется, только закрыл глаза, как кто-то сильно дернул меня за ногу: — Будя дрыхнуть, ваше высокородие, приехали! Я вскочил, больно ударившись лбом о потолок. Горластая проводни ца заржала на весь вагой: — Нервленный вы какой, ваше высокородие! Поезд стоял. В вагоне копошились пассажиры, как потревоженные муравьи. Я взял свой чемоданчик и выскочил на перрон. На улице было раннее утро, было свежо и сыро, и кисло воняло жженым углем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2