Сибирские огни, 1984, № 9

— я тут недавно одну книженцию прочел,— прервал Петр затянувшуюся паузу и заговорил своим обычным, чуть легкомыслен­ ным и в меру грубоватйм тоном; — Об эпохе Возрождения. По-моему, не мешает нам кое-что у них перенять! Что меня поразило, так это то, как любой город болел за свой облик. Ремесленные цехи заказывали лучшим мастерам скульптуры и картины. Если художнику удавалось найти что-то новое в своей работе — весь город, приходил смотреть. Художника чествовали как... как спортсмена какого-нибудь! А сейчас? Написал, скажем, Иванов хорошую картину. Кто об этом знает? Я, Константин и шесть десятков профессионалов. — Ну, положим, кричать о себе всяк горазд,— возразил Сергей.— Ты вначале что-нибудь стоящее сделай — и на тебя пойдут глядеть! — И сделаю! — взъерепенился Петр и указал на Константина: — Вот он уже написал фрески, а кто о них слышал?! — Утихни, Петя,— негромко сказал Константин.— В итальянских городах тогда возник какой-то поразительный психологический микро­ климат. Радостный и прекрасный мир полотен -и скульптур Флоренции пятнадцатого века... Почему?! — А действительно, почему? — вопросил Петр.— Именно Флорен­ ция и именно пятнадцатый? — Оставим в покое Флоренцию и перенесемся в век двадцатый. Что мы имеем на данный момент? Одно уникальнре здание на полтора миллиона жителей. Кой черт говорить о культуре. Когда Оперный — единственное сооружение, радующее глаз! , — Ну, ты загнул!..— возразил Белов, и зрачки его сузились, как у кошки.— А здание Железнодорожного вокзала? А Стоквартирный дом? .Акомплекс, где стадион «Сибирь»? ,— Ну, три-четыре здания на весь город...— сказал Константин. — Надо же понимать,— сухо ответил Сергей,— что недостаток средств не позволяет... — Какой, к дьяволу, недостаток средств? Да ты попроси — тебе горожане на бедность подадут, ведь речь о г о р о д е идет! Неужели ты никогда не задумывался над тем, какими убогими и неприглядными по­ кажутся нашим потомкам стандартные параллелепипеды, в которых мы обитаем? Пусть каждое поколение оставит в наследство свое уникальное здание. А мы подарим своему городу Дворец Искусств!.. — Дворец Искусств? —переспросил Петр.— Ну, ты даешь!.. — Представьте себе современное, совершенно оригинальное зда­ ние, линии которого полны динамики и силы и во всем облике которого присутствует нечто космическое, внутреннее стремление,к полету. В аналитической геометрии ■есть уравнения, описывающиё объемы своебразной конфигурации. Они словно лишены геометрии в том, евкли­ довом, смысле. Появилась геометрия Лобачевского— Римана, и в архи­ тектуре стали использоваться оболочки двоякой кривизны, которые сделали ее трехмерной, в отличие от двухмерной архитектуры греков и римлян, и привнесли в нее геометрию живого. Сергей и Петр смотрели на него загоревшимися глазамй. — Мы распишем это здание фреской. Организуем залы истории живописи, скульптуры и архитектуры. Сибири необходим центр ис­ кусств, наподобие Пушкинского музея, не все же могут побывать в Москве. Дворец будет возвышаться на плато Искусств. К нему подве­ дут линию метрополитена... — Он замолчал. Перед его мысленным взором высилось прекрасное здание. , — Да! — выкрикнул Петр.— Нашему городу необходим Дворец Искусств! Мы построим его, и тогда наш город- станет центром сибир­ ского искусства, и у нас создадут Институт живописи...— Он с чув­ ством ухнул кулаком по столу. Сергей, молчавший до сих пор, насмешливо заговорил: — Ну, знаете, друзья! Большие Васюки придумать каждый может! В деле сначала покажите себя. В де-ле.— Он сердито начал чистить холодную картофелину.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2