Сибирские огни, 1984, № 9
Ч А С Т Ь II Худоо^сник. и Город ГЛАВА 1 СУМАСШЕДШИЙ ДЕНЬ Константин пробудился посредине ночи и лежал, напряженно слу шая тишину. Потолок избороздили световые полосы, в них крылась ка кая-то тайна. Когда поздний декабрьский рассвет разбавил синевой чер ноту ночи, Константин заставил себя встать, нехотя сунул ноги в ра з ношенные валенки и, натянув телогрейку, пошел во двор. Тридцатиградусный мороз опушил деревья хрупким игольчатым инеем, над колодцами теплотрассы плясали призрачные столбы пара, напоминая фантастическую нежить. Холод начал пробираться в тело грейку, и Константин энергично заработал лопатой. Скоро сделалось жарко. Он сбил снег с валецок и прислонил лопату к стёне. Настроение, расплывчатое и меланхоличное, располагало к бездействию. Прошло уже полгода с тех пор, как Константин вернулся к себе домой, однако единственным его общественно значимым деянием ,,были выполненные для завода стенды. Припомнив дерзкий вызов, который он бросил го роду, Константин невесело усмехнулся. Повернув выключатель, он начал рьазглядывать фрески. Сегодня бы он написал их иначе. Пожалуй, усилил бы искажение в анатомических пропорциях фигур: ярость, страдание, боль или счастье, концентриро ванные сгустки эмоций меняют абрис фигур — художник это улавли вает. «А может быть, хорошо, что нет заказов? — вдруг подумалось ему.— Может, сама Судьба говорит: «Остановись. Подумай.» Иногда стоит приподняться над собой, над собственной жизнью, выскочить на какое-то время из привычного каждодневного русла...» За окнами наконец рассвело, но серое декабрьское утро, скорее, на поминало ранние сумерки. Он подошел к мольберту: освещенности не доставало для работы. Размеры картины — метр на полтора,— на ко торую он смотрел, делали ее похожей на распахнутую в другой мир дверь. За дверью бушевали осенние яркие краски и виделась странная поляна, на которой росла березка с девичьим лицом и горестно изломан ными ветвями. Когда по какой-либо причине он не мог писать, им всегда овладе вало острое чувство тревоги и напрасно теряемого времени. Вот и те перь, размашисто шагая из угла в угол, он старательно отгонял навяз чивые мысли о собственной бесталанности и пытался думать о куда-то загинувшем Петре, о безвылазно сидевшем в мастерской Иване, о ста ринных фресках пятнадцатого века, которые они позапрошлым летом реставрировали на огромной, изъеденной веками и разрушенной нашест виями плоскости стены. Потемневшие лики святых осуждающе глядели на потомков, словно стараясь напомнить им 6 чем-то неизмеримо в аж ном, что знали только они. Но настойчивые и неприятные мысли лезли в голову, как назойливые мухи. «Нет,— сказал он себе,— так нельзя!»_ И вышел в коридор. У Ивана в мастерской слышался скрип половиц— и тому не рабо талось. Он приоткрыл дверь: Иван стоял возле мольберта откинув назад голову и судорожно сцепив пальцы рук, лицо его страдальчески исказилось. Константин осторожно затворил дверь, а потом постучался Раздался какой-то шорох, Иван пригласил его войти. Когда он вошел! мольберт был уже занавешен.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2