Сибирские огни, 1984, № 9
нашего дня. Это — единство решения проб лемы при различной обстановке, героях, да же языке. Высоко публицистична поэма о заводе, наиболее насыщена изобразительны ми средствами поэма о севере, а психологи ческий монолог лирического героя в поэме «Окно» поднимается до трагической испове ди. К поэме «Завод» взяты эпиграфом стро ки Маяковского: «Я себя советским чувст вую заводом, вырабатывающим счастье». В данном случае со всей вероятностью можно было бы говорить о теме человек — завод. Но как смотрит н'а это сам автор? Что тема? Тема не важна. Когда, я бился над поэмой, не тема мне была нужна, а то, что стать хотело темой. Металл... Он проникает в кровь. И кровь бурлит, опережая советы все... Смешна любовь, где и страдают, подражая. Начиная с отсчета — завод, как таковой, человек заводской, человек-завод, выраба тывающий счастье,— поэт расширяет гра ницы до завода-природы, планеты, космоса. Проблемы отдельной личности переносятся на мировые проблемы, касаются револю ция, трагедии Хиросимы, космического пространства. И это не совсем привычный космос. Он для того, чтобы возвратиться к земным проблемам с новым чувством в ду ше, ибо, чтобы сохранить, необходимо воз родить или взрастить целый «духовный завод». Трудно ответить, когда неизвестны ответы. Трудно ответить, когда наплывают сомненья, трудно ответить, когда на ответы — запреты. • .................................. . . . . 5 < Птички помогут ли выплавить и переплавить? Взяться, собрать без ошибки машину всеобщего счастья? Только собрать ли? Еще не забыть и отправить вовремя, без проволочки и брака запчасти. Здесь, кроме всего прочего, еще и поле мика (в подтексте) с собратьями по перу, воспевающими порой «птичек» без человека- завода. Поэт заглядывает в неизведанные пространства, не боясь их, потому что в жизни с ними сталкивался. В то же время можно упрекнуть все-таки автора в том, что здесь тема до конца не определена, ха рактеры только очерчены, отношения еще не совсем ясны, потому порой в стихе на блюдается раскованная вялость. К тому же в конце поэмы есть некая расплывчатость философии: Мы —не сдаемся, добьемся намеченной цели. А не успеем — потомки помогут, успеют! Думается, что в надежде на потомков здесь просачивается некоторое чувство пес симизма. Нельзя рассчитывать на будущее там, где можно, где обязаны делать мы са ми сегодня. Мало не сдаваться — пора по беждать, наступать, действовать. Тогда вос клицание перерастет не в вопрос, а в спрос с современника. Поэма второй книги —«Северная трило гия»— отрицая, утверждает романтику. «Что север?»— спрашивает поэт и отвечает: Дикость сопок, тундры, кочек, тепла и лета краткий перелет, когда в траве заманчивый цветочек едва тебе мигнет — и отцветет. Поэт не отвергает эту неуютную реаль ность. Вот как выражена тема поэмы: Я дверь открыл в снега. Резвясь по склонам, для главной пляски выбирая круг, метель просторы огласила звоном. В лицо прошелестела: — Зйравствуй, друг... Нелегко открыть дверь в природу, еще труднее — в поэзию, а в жизнь счастли вую это можно сделать только упорством. И Север здесь— не столько данность при родно-романтическая, сколько дверь в нау ку, в познание природы и самого себя. По тому здесь слышится голос уже не только поэта, но ученого и мыслителя. Я речку откопал в глухом распадке. Она тверда была и холодна — промерзших волн задумчивые складки заледенели в серых складках дна. Природа как бы смыкается с частью ее — человеком. Дальше тема развивается: Петляла — убегала от погони. Мелела — перекаты стыли, плес... Я вырубил кусок. И на ладони река сверкнула льдом недвижных слез. Здесь не просто метафора, а метафора с глубоким психологическим смыслом. Зря застучали кулаки метели, противники рассвета и тепла,— им отвечали шелесты капели: прозрачность ожила и потекла. Надо быть не ро.мантиком, а мыслителе.м, глубоко переживающим реальность, чтобы так сказать, чтобы так легко и свежо иа- писать о северной природе. Можно иметь общее представление о севере и о человеке севера. А можно видеть человека с север ным сиянием в душе. У А. Романова имен но это. Не просто , знакомство, не лириче ская исповедь, но широкое повествование, так что за явлениями природы, героями вы растают понятия добра и зла. Впечатление от начала поэмы третьей кни ги «Окно» таково, что кажется, будто про должается в какой-то мере знакомый рас сказ о солдате, который пережил на войне ощущения страха и подвига. Но при даль нейшем чтении становится ясно, что это не совсем так, что сюжет носит характер не летописи, а художественного вымысла. Это не исторический документ, а обобщение. А. Романов трагедийно разрешает поэму, несмотря на то, что солдату, дожившему до дня Победы, жить бы да жить. Однако, не сколько смещая краски и сгущая тени, ав тор пытается обратить внимание на то, что трагедия войны бесконечна для людей во евавших, отдававших все силы Победе над фашизмом. Поэма «Окно»— завершающий аккорд на данном уровне поисков поэта. Он стремит ся к синтезу. Кое-что ему удалось. Кое-что, надо полагать, удастся в будущем: ведь А. Романов в постоянном поиске. Это о поэмах. А что же лирика? В этих трех книгах сти»и разные. Лейтмотив ос-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2