Сибирские огни, 1984, № 9
тия роль кооперации все более возрастает. Ее возникновение означает появление но вой производительной силы. При капитализ ме эта сила безвозмездно присваивается капиталом и только после социалистической революции становится достоянием всего общества. Велика роль кооперации в научной дея тельности. Особенно это характерно для присущего современному производству пре вращения науки в производительную силу, когда опосредованная ' форма кооперации переходит в непосредственную. При этом не только материальное производство включа ет в себя в качестве элемента науку, но и, наоборот, наука включает в свою систе му «все материальное производство, превра щенное в огромное эксперимен’гальное по ле». Здесь необходимо обратить внимание на следующее. Говоря о превращении нау- ки^в производительную силу, в первую оче редь имеют в виду ее так называемые прикладные разделы, дающие наглядную и осязаемую материальную отдачу. При это.м нередко забывается ил« отодвигается на второй план духовное производство, эффек- - тивность которого определить несравненно ^ сложнее, но которое значимо, во всяком случае, в не меньшей мере, ибо имеет своей непосредственной целью созидания самого человека — высшей ценности социалистиче ского общества. Решение этой сложнейшей задачи, без которой невозможно построение социализма, немыслимо без глубокого тео ретического анализа целого комплекса свя занных с ней проблем. Понятие кооперации, как показывает подход Е. В. Семенова, ус пешно может быть применено и в этой спе цифической области. Как известно, бурное развитие производ ства имеет не только плюсы, но и значитель ные минусы. К ним относятся в первую очередь экологические проблемы, о которых объемно сказано в выступлении Ю. В. Ан дропова на декабрьском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС: «Современные масштабы и тем пы развития производительных сил требу ют изменения отношения к вопросам, свя занным с охраной окружающей среды и ра циональным использованием природных ре сурсов. Это задача большой экономической « социальной значимости. Ведь речь, по су ществу, идет о здоровье людей и о береж ном, хозяйском подходе к национальному богатству страны. Более того, это вопросы и будущего. От их решения зависят усло вия в которых будут жить последующие по коления».' Необходимый комплекс мер ведет, по вы ражению автора, к подлинной революции в производящем хозяйстве, поскольку речь фактически идет о воспроизводстве чело веком всей природной среды. Для решения этой глобальной задачи необходима сов местная. ' деятельность абсолютного боль шинства населения планеты, т. е. общечело веческая производственная кооперация на основе кардинальных социально-экономи ческих перемен. Таким образом, концепция, разработанная в книге Е. В. Семенова, с еще одной стороны доказывает необходи мость и неизбежность всемирной победы социализма. ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВ Правда, .27 декабря. 1983 г. Виктор Утков. Предвестники, Связь времен. М., «Мысль», 1982. Эта книга о подвижниках и первопроход цах, о деятелях науки и писателях. О тех, чьи судьбы связаны с Сибирью. О проро чествах и проектах, казавшихся когда-то нереальными фантазиями. О предшествен никах и о наших современниках. Есть люди, чья жизнь сама по себе явля ется двигателем культуры, подавая пример бескорыстного служения Истине и Оте честву. О таких людях и рассказывает В. Утков в рецензируемой книге, рассказывает взвол нованно, убежденно, искренне. Его восхи щение перед своими мужественными и силь ными, честными и чистыми героями неволь но передается читателю. Конец 18 века. В сибирскую ссылку едет знаменитый автор «Путешествия из Петер бурга в Москву», «бунтовщик похуже Пу гачева», по' словам императрицы,— А. Н. Радищев. О сибирской ссылке Ради щева первый очерк книги. «С малолетства во мне жила ' страсть к дальним путешествиям, мне давно хотелось повидать Сибирь. Желание мое исполнилось, хотя и весьма жестоким путем»,— приводит автор слова Радищева из письма к графу Воронцову. В. Утков подробно останавливается на интересных документах — дневниковых за писях, заметках, письмах, показывая, что Радищев даже в самых трудных обстоя тельствах творчески активно воспринимал действительность. «Как богата Сибирь сво ими природными дарами! Какой это мощ ный край! Нужны еще века, но как только она будет заселена, ей предстоит сыграть , великую роль в летописи мира»,— писал он тому же Воронцову из Тобольска. Нет, ссылка не изменила Радищева, показывает автор книги и цитирует написанный уже в Сибири «Ответ любопытствующему о нем». Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? Я тот же, что и был, и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек! ■Дорогу проложить, где не бывало следу. Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах... Очерк второй назван «Подвиг Петра Словцова». «Есть хорошее русское слово —«подвиж ник»,— пишет автор.— В этом слове как бы заключены два понятия— движение и под виг... Петр Словцов был подвижником... Он шел по избранной им дороге, преодолевая препятствия, которые ставила перед ним жизнь, борясь со своими слабостями и ошибками, отбрасывая прочь соблазны бла гополучного, но бездумного существо вания...» Очерк о Петре Словцове один из самых ярких в книге. Автор прослеживает весь его жизненный путь — обучение в Тоболь ской семинарии, первые стихи, горячая про поведь в защиту интересов народа, сказан ная им в Софийском тобольском соборе, приведшая затем в тот же застенок, где были до него Пугачев, Радищев, Новиков; книга «Прогулки вокруг Тобольска в 1870 году» и, наконец, главный труд жиз ни— двухтомное «Историческое обозрение Сибири». Второй том «Исторического обо зрения» Словцов заканчивал уже тяжело
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2