Сибирские огни, 1984, № 9

ном, постоянно развивающемся городе са­ мого современного и безопасного вида транспорта — метрополитена. Но поделиться с юным читателем инте­ ресной информацией, пусть и в самой зани­ мательной манере,— не главная и не един­ ственная цель. В книжке «Строим метро» автор ведет разговор не только об уникаль­ ности и сложности первого в Сибири метро, не только о том, сколько задач приходится решать метростроителям, а еще и о той самоотдаче, о той ответственности, какой требует эта профессия. В одной из глав книги автор откровен­ но признается, что, задумав написать о метро, он все представлял себе гораздо про­ ще. Но на деле получилось иначе. Я приве­ ду отрывок из главы «Что бы мы делали без НИИЖТа?»: «...Я и пошел в НИИЖТ искать консуль­ танта. Пришел на факультет «Мосты и тон­ нели» и стал на несколько дней студентом. Читают преподаватели лекции, а я слушаю и записываю... После лекций получил до­ машнее задание— прочитать два толстен­ ных учебника. Прочитал. Потом была прак­ тика. Был на строительных площадках стан­ ций «Вокзальная» и «Студенческая». И на станции «Площадь Ленина», и на «Октябрь­ ской». И по перегонным тоннелям ходил, и проходческий щит изучал. Узнал очень много интересных вещей о необычной, сложной стройке. А чтобы написать даже такую тоненькую книжицу, надо знать очень много». Вот такое нацеливание на реальные труд­ ности, а не восторженная и безудержная реклама интересной и сложной профессии, и есть, на мой взгляд, урок педагогика, ум­ ная, деловая и тонкая профориентация. Не все, к сожалению, смогло в авторском замысле воплотиться так, как, вероятно, хотелось бы. Во всяком случае, если к текс­ ту книжки претензий почти не возникает, то немало их появляется к художественному оформлению и полиграфическому исполне­ нию. И если по содержанию, по вполне доб­ ротной литературной основе книги Р. Ко- шурниковой «Космонавтом быть хочу!» и Е. Мельникова «Строим метро»— действи­ тельно родственны, то по внешнему виду, по качеству иллюстративного материала они скорей напоминают дочь и падчерицу (плохая бумага, тусклые краски, не везде отмеченные тонким художественным вкусом рисунки в книжке «Строим метро» создают такое впечатление). А это не такая уж и ме­ лочь — оформление книги для детей. Ведь юные читатели, как никто, о книге судят прежде всего по одежке. Конечно, можно со­ слаться на некие «объективные» причины, на неодинаковые возможности центрального и периферийного издательств. Но тут сразу же вспоминаются отлично оформленные и изданные детские книжки Западно-Сибир­ ского книжного издательства «Солнышко- колоколнышко» (с прекрасными иллюстра­ циями Светланы Ким), Т. Белозерова, Ю. Магалифа или, скажем, продолжающая­ ся серия сказочных повестей А. Волкова где, кстати, тот же, что и у Е. Мельникова, художник — И. Шуриц) и как-то не особен­ но хочется верить в «объективные» причины. Итак, перед нами две новых книжки, ад­ ресованных младшим школьникам, детям в той прекрасной и трудно-радостной поре, когда начинается систематическое постиже­ ние ими окружающего мира. Увлекут ли они, пойдут на пользу, обогатят ли форми­ рующееся сознание прочным пониманием сложности и важности любого необходимого обществу дела? Не будем загадывать. По­ живем, как говорится, увидим. Но основания надеяться на это есть. Достаточно веские основания. Г. АРАБЕСКИН Е. В. Семенов. Кооперация деятепьноети как пробпема исторического материапиа- ма. Новосибирск, «Наука», 1983. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС с новой силой была подчеркнута за­ дача формирования «...научного, марксист­ ско-ленинского мировоззрения — основы коммунистического воспитания людей».' Ра­ бота эта большая и многоплановая, однако совершенно очевидно, что ее невозможно решить без серьезного исследования теоре­ тических вопросов. К числу книг, в которых разрабатываются важные аспекты марк­ систской теории общественного процесса, от­ носится и рецензируемая монография. Бытовое значение слова «кооперация» (и производных от него —«кооператив», «коо­ перативный») хорошо известно каждому. Однако в них фиксируется лишь часть смысла этого термина, который относится к числу наиболее важных категорий марк­ систской философии. Вместе с такими поня­ тиями, как «социальная деятельность», «со­ циальное отношение», «обмен деятельности», он входит в первичный категориальный ряд исторического материализма. В своем исследовании автор опирается на работы К. Маркса и Ф. Энгельса и прежде всего на Марксов анализ кооперации тру­ да в' области материального производства. Точное определение его дано в одиннадца­ той главе 1-го тома «Капитала»: «Та форма труда, при которой много лиц планомерно работает рядом и во взаимодействии (Е. В. Семенов аргументированно предла­ гает переводить это выражение не «во вза- модействии», а «вместе»—В. С.) друг с дру­ гом в одном н том же процессе произ­ водства или в разных, но связанных между собой процессах производства, называется кооперацией».^ Однако ее значение не ис­ черпывается одними только трудовыми от­ ношениями. Универсальность этой характе­ ристики показана в книге на примерах раз­ личных видов социальной деятельности. Категория «кооперация деятельности» не­ посредственно включена в закон соответ­ ствия производственных отношений харак­ теру и уровню развития производительных сил, а также в закон определяющей роли материального производства в развитии и функционировании общества, которые ле­ жат в основе материалистического понима­ ния истории. Именно кооперация труда как генетически исходного вида социальной деятельности «выступает в качестве основы обществен­ ной жизни». По мере исторического разви- ■ Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14—15 июня 1983 г.). М., Политиздат, 1983, с. 41. “ К. Марке, Ф. Энгельс. Соч.. т. 23, с. 337.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2