Сибирские огни, 1984, № 9
ном, постоянно развивающемся городе са мого современного и безопасного вида транспорта — метрополитена. Но поделиться с юным читателем инте ресной информацией, пусть и в самой зани мательной манере,— не главная и не един ственная цель. В книжке «Строим метро» автор ведет разговор не только об уникаль ности и сложности первого в Сибири метро, не только о том, сколько задач приходится решать метростроителям, а еще и о той самоотдаче, о той ответственности, какой требует эта профессия. В одной из глав книги автор откровен но признается, что, задумав написать о метро, он все представлял себе гораздо про ще. Но на деле получилось иначе. Я приве ду отрывок из главы «Что бы мы делали без НИИЖТа?»: «...Я и пошел в НИИЖТ искать консуль танта. Пришел на факультет «Мосты и тон нели» и стал на несколько дней студентом. Читают преподаватели лекции, а я слушаю и записываю... После лекций получил до машнее задание— прочитать два толстен ных учебника. Прочитал. Потом была прак тика. Был на строительных площадках стан ций «Вокзальная» и «Студенческая». И на станции «Площадь Ленина», и на «Октябрь ской». И по перегонным тоннелям ходил, и проходческий щит изучал. Узнал очень много интересных вещей о необычной, сложной стройке. А чтобы написать даже такую тоненькую книжицу, надо знать очень много». Вот такое нацеливание на реальные труд ности, а не восторженная и безудержная реклама интересной и сложной профессии, и есть, на мой взгляд, урок педагогика, ум ная, деловая и тонкая профориентация. Не все, к сожалению, смогло в авторском замысле воплотиться так, как, вероятно, хотелось бы. Во всяком случае, если к текс ту книжки претензий почти не возникает, то немало их появляется к художественному оформлению и полиграфическому исполне нию. И если по содержанию, по вполне доб ротной литературной основе книги Р. Ко- шурниковой «Космонавтом быть хочу!» и Е. Мельникова «Строим метро»— действи тельно родственны, то по внешнему виду, по качеству иллюстративного материала они скорей напоминают дочь и падчерицу (плохая бумага, тусклые краски, не везде отмеченные тонким художественным вкусом рисунки в книжке «Строим метро» создают такое впечатление). А это не такая уж и ме лочь — оформление книги для детей. Ведь юные читатели, как никто, о книге судят прежде всего по одежке. Конечно, можно со слаться на некие «объективные» причины, на неодинаковые возможности центрального и периферийного издательств. Но тут сразу же вспоминаются отлично оформленные и изданные детские книжки Западно-Сибир ского книжного издательства «Солнышко- колоколнышко» (с прекрасными иллюстра циями Светланы Ким), Т. Белозерова, Ю. Магалифа или, скажем, продолжающая ся серия сказочных повестей А. Волкова где, кстати, тот же, что и у Е. Мельникова, художник — И. Шуриц) и как-то не особен но хочется верить в «объективные» причины. Итак, перед нами две новых книжки, ад ресованных младшим школьникам, детям в той прекрасной и трудно-радостной поре, когда начинается систематическое постиже ние ими окружающего мира. Увлекут ли они, пойдут на пользу, обогатят ли форми рующееся сознание прочным пониманием сложности и важности любого необходимого обществу дела? Не будем загадывать. По живем, как говорится, увидим. Но основания надеяться на это есть. Достаточно веские основания. Г. АРАБЕСКИН Е. В. Семенов. Кооперация деятепьноети как пробпема исторического материапиа- ма. Новосибирск, «Наука», 1983. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС с новой силой была подчеркнута за дача формирования «...научного, марксист ско-ленинского мировоззрения — основы коммунистического воспитания людей».' Ра бота эта большая и многоплановая, однако совершенно очевидно, что ее невозможно решить без серьезного исследования теоре тических вопросов. К числу книг, в которых разрабатываются важные аспекты марк систской теории общественного процесса, от носится и рецензируемая монография. Бытовое значение слова «кооперация» (и производных от него —«кооператив», «коо перативный») хорошо известно каждому. Однако в них фиксируется лишь часть смысла этого термина, который относится к числу наиболее важных категорий марк систской философии. Вместе с такими поня тиями, как «социальная деятельность», «со циальное отношение», «обмен деятельности», он входит в первичный категориальный ряд исторического материализма. В своем исследовании автор опирается на работы К. Маркса и Ф. Энгельса и прежде всего на Марксов анализ кооперации тру да в' области материального производства. Точное определение его дано в одиннадца той главе 1-го тома «Капитала»: «Та форма труда, при которой много лиц планомерно работает рядом и во взаимодействии (Е. В. Семенов аргументированно предла гает переводить это выражение не «во вза- модействии», а «вместе»—В. С.) друг с дру гом в одном н том же процессе произ водства или в разных, но связанных между собой процессах производства, называется кооперацией».^ Однако ее значение не ис черпывается одними только трудовыми от ношениями. Универсальность этой характе ристики показана в книге на примерах раз личных видов социальной деятельности. Категория «кооперация деятельности» не посредственно включена в закон соответ ствия производственных отношений харак теру и уровню развития производительных сил, а также в закон определяющей роли материального производства в развитии и функционировании общества, которые ле жат в основе материалистического понима ния истории. Именно кооперация труда как генетически исходного вида социальной деятельности «выступает в качестве основы обществен ной жизни». По мере исторического разви- ■ Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14—15 июня 1983 г.). М., Политиздат, 1983, с. 41. “ К. Марке, Ф. Энгельс. Соч.. т. 23, с. 337.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2