Сибирские огни, 1984, № 9

себе смелость примериться к ним своей жизнью, потому что Крушение — там, червоточина —тут. Как много вопросов! Как мало ответов. Ужели и нас через век призовут, забытых поэтов? АНАТОЛИЙ КОБЕНКОВ р. Коьнурникова. Космонавтом быть хочу! М., «Педагогика», 1983. Е. Мельников. Строим метро. Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. Книги эти во многом родственны. И род­ ственны прежде всего в целях и задачах, ' которые ставили перед собой их авторы. «Эта книга — попытка рассказать детям об одной из самых сложных и пока уни­ кальных профессий, о космонавтах, о тех, кто готовит их к полету, о том огромном труде, который стоит за внешней, кажу­ щейся легкостью и парадностью...» Нечто подобное мог бы сказать о своем произведении и автор книжки о новосибир­ ском метро, тем более, что и эта стройка, развернувшаяся в огромном сибирском го­ роде, и профессия метростроителя — тоже по-своему уникальны. Но это лишь одна из целей — популяри- заторско-познавательная. Задаются авторы (данное обстоятельство особенно отчетливо проявляется в книге «Космонавтом быть хочу!») одновременно и более сложной, более важной задачей — уже педагогическо-воспитательного харак­ тера: показать профессию не только, так сказать, в технологическом, но и в нрав_- ственно-психологическом плане. И такой поворот разговора о профессиях вполне закономерен — закономерен хотя бы пото­ му, что, как справедливо замечает Р. Ко­ шурникова, «интерес у детей к взрослой жизни велик. Очень пристально всматрива­ ются они в наши взрослые дела». И уже в этом раннем периоде, ориенти­ руя наших детей на квалифицированную и добросовестную трудовую деятельность, мы должны всерьез заботиться о том, насколь­ ко точно детские представления о той или иной профессии совпадают с ее реальным содержанием. Потому что и в самом деле (опять-таки права Р. Кошурникова), «если дети не знают сути профессии и увлечены только внешней ее стороной, то как знать, сколько мы теряем прекрасных врачей, стро­ ителей, летчиков только потому, что моло­ дые люди не были подготовлены психологи­ чески, а иногда и физически к тем трудно­ стям, которые стоят на пути овладения эти­ ми профессиями». В какой-то степени этот пробел и пыта­ ются восполнить своими книгами томичка Римма Кошурникова и новосибирец Евге­ ний Мельников. Скажем сразу, оба ав’^ора умеют расска­ зать своему маленькому читателю о слож-’ нейших веШах доступно и увлекательно, вызывая в его воображении такие образы и ассоциации, которые помогают прочно усвоить и закрепить суть конкретной про­ фессии. Способствует этому и своеобразная композиция книг. ,Р, Кошурникова в свой беллетризован- ■ный рассказ о профессии космонавта с пер­ вых же страниц вводит юных литературных персонажей, брата и сестру -Юру и Юлю. Через их восприятие и «пропускается» вся необходимая информация. Сначала дети знакомятся со Звездочетом и узнают от него о созвездиях, планетах, космическом пространстве, невесомости и земном притя­ жении. Звездочет рассказывает детям исто­ рию познания Космоса и развития звездо­ плавания, о великих астрономах, о людях, что первыми построили и послали космиче­ ский корабль в пространство... В книгу «Космонавтом быть хочу!» в ка­ честве полноправных персонажей-собесед- ников втягиваются не только лица вымыш­ ленные, рожденные воображением автора, но и вполне реальные писатели-фантасты — Ж. Верн, Г. Уэллс, знаменитый физик И. Ньютон, создатель теории космических полетов К. Циолковский, Главный Конструк­ тор академик Королев... Все это не просто оживляет повествование, но как бы делает юного читателя свидетелем и соучастником сложной, драматической порой эволюции астрономических и космических иссле­ дований. Р. Кошурникова, надо заметить, вообще очень разнообразна в форме подачи мате­ риала. Помимо уже названных, в книге по­ являются и такие, например, полусказочные, полусимволические персонажи, как Миша Олимпийский и Песочный человечек, кото­ рые в качестве сувениров советских и не­ мецкого космонавтов побывали на косми­ ческой орбитальной станции. Они тоже «де­ лятся» своими впечатлениями о жизни на станции: о невесомости, космических обедах, различных экспериментах, проводимых на орбите. Однако разнообразие форм — не само­ цель для Р. Кошурниковой. Внося в книгу элементы игры, сказки, викторины, веселых головоломок, автор избегает монотонности, умело переключает внимание ребят, застав­ ляет, читая, не только впитывать, воспри­ нимать, но и задумываться, не только узна­ вать новое, но и будит активную работу мысли. Любопытна еще одна особенность книж­ ки Р. Кошурниковой. Она адресована не только детям, но и их родителям — для совместного чтения. Иначе говоря, снабже­ на своего рода «методическими указания­ ми», идущими параллельно основному текс­ ту. Здесь формулируются вопросы по пово­ ду только что прочитанного в книжке, да­ ются практические задания. Роль же учи­ теля, экзаменатора, предлагается родите­ лям, которые вместе со своим ребенком прочитают эту книгу. И литературно-художественной, и педа­ гогической фантазии в книгу «Космонавтом быть хочу!» вложено немало. А если к то­ му же добавить, что книжка очень красочно и со вкусом оформлена, снабжена отличны­ ми иллюстрациями и само ее издание вы­ полнено на высоком полиграфическом уров­ не, то станет очевидным, что юные читатели и их родители получили хороший подарок. Педагогическая направленность книжки Е. Мельникова «Строим метро» внешне ме­ нее заметна. Он вроде бы просто рассказы­ вает об истории развития общественного транспорта Новосибирска, постепенно под­ водя к мысли о все большей с каждым го­ дом необходимости строительства в огром

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2