Сибирские огни, 1984, № 9
себе смелость примериться к ним своей жизнью, потому что Крушение — там, червоточина —тут. Как много вопросов! Как мало ответов. Ужели и нас через век призовут, забытых поэтов? АНАТОЛИЙ КОБЕНКОВ р. Коьнурникова. Космонавтом быть хочу! М., «Педагогика», 1983. Е. Мельников. Строим метро. Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. Книги эти во многом родственны. И род ственны прежде всего в целях и задачах, ' которые ставили перед собой их авторы. «Эта книга — попытка рассказать детям об одной из самых сложных и пока уни кальных профессий, о космонавтах, о тех, кто готовит их к полету, о том огромном труде, который стоит за внешней, кажу щейся легкостью и парадностью...» Нечто подобное мог бы сказать о своем произведении и автор книжки о новосибир ском метро, тем более, что и эта стройка, развернувшаяся в огромном сибирском го роде, и профессия метростроителя — тоже по-своему уникальны. Но это лишь одна из целей — популяри- заторско-познавательная. Задаются авторы (данное обстоятельство особенно отчетливо проявляется в книге «Космонавтом быть хочу!») одновременно и более сложной, более важной задачей — уже педагогическо-воспитательного харак тера: показать профессию не только, так сказать, в технологическом, но и в нрав_- ственно-психологическом плане. И такой поворот разговора о профессиях вполне закономерен — закономерен хотя бы пото му, что, как справедливо замечает Р. Ко шурникова, «интерес у детей к взрослой жизни велик. Очень пристально всматрива ются они в наши взрослые дела». И уже в этом раннем периоде, ориенти руя наших детей на квалифицированную и добросовестную трудовую деятельность, мы должны всерьез заботиться о том, насколь ко точно детские представления о той или иной профессии совпадают с ее реальным содержанием. Потому что и в самом деле (опять-таки права Р. Кошурникова), «если дети не знают сути профессии и увлечены только внешней ее стороной, то как знать, сколько мы теряем прекрасных врачей, стро ителей, летчиков только потому, что моло дые люди не были подготовлены психологи чески, а иногда и физически к тем трудно стям, которые стоят на пути овладения эти ми профессиями». В какой-то степени этот пробел и пыта ются восполнить своими книгами томичка Римма Кошурникова и новосибирец Евге ний Мельников. Скажем сразу, оба ав’^ора умеют расска зать своему маленькому читателю о слож-’ нейших веШах доступно и увлекательно, вызывая в его воображении такие образы и ассоциации, которые помогают прочно усвоить и закрепить суть конкретной про фессии. Способствует этому и своеобразная композиция книг. ,Р, Кошурникова в свой беллетризован- ■ный рассказ о профессии космонавта с пер вых же страниц вводит юных литературных персонажей, брата и сестру -Юру и Юлю. Через их восприятие и «пропускается» вся необходимая информация. Сначала дети знакомятся со Звездочетом и узнают от него о созвездиях, планетах, космическом пространстве, невесомости и земном притя жении. Звездочет рассказывает детям исто рию познания Космоса и развития звездо плавания, о великих астрономах, о людях, что первыми построили и послали космиче ский корабль в пространство... В книгу «Космонавтом быть хочу!» в ка честве полноправных персонажей-собесед- ников втягиваются не только лица вымыш ленные, рожденные воображением автора, но и вполне реальные писатели-фантасты — Ж. Верн, Г. Уэллс, знаменитый физик И. Ньютон, создатель теории космических полетов К. Циолковский, Главный Конструк тор академик Королев... Все это не просто оживляет повествование, но как бы делает юного читателя свидетелем и соучастником сложной, драматической порой эволюции астрономических и космических иссле дований. Р. Кошурникова, надо заметить, вообще очень разнообразна в форме подачи мате риала. Помимо уже названных, в книге по являются и такие, например, полусказочные, полусимволические персонажи, как Миша Олимпийский и Песочный человечек, кото рые в качестве сувениров советских и не мецкого космонавтов побывали на косми ческой орбитальной станции. Они тоже «де лятся» своими впечатлениями о жизни на станции: о невесомости, космических обедах, различных экспериментах, проводимых на орбите. Однако разнообразие форм — не само цель для Р. Кошурниковой. Внося в книгу элементы игры, сказки, викторины, веселых головоломок, автор избегает монотонности, умело переключает внимание ребят, застав ляет, читая, не только впитывать, воспри нимать, но и задумываться, не только узна вать новое, но и будит активную работу мысли. Любопытна еще одна особенность книж ки Р. Кошурниковой. Она адресована не только детям, но и их родителям — для совместного чтения. Иначе говоря, снабже на своего рода «методическими указания ми», идущими параллельно основному текс ту. Здесь формулируются вопросы по пово ду только что прочитанного в книжке, да ются практические задания. Роль же учи теля, экзаменатора, предлагается родите лям, которые вместе со своим ребенком прочитают эту книгу. И литературно-художественной, и педа гогической фантазии в книгу «Космонавтом быть хочу!» вложено немало. А если к то му же добавить, что книжка очень красочно и со вкусом оформлена, снабжена отличны ми иллюстрациями и само ее издание вы полнено на высоком полиграфическом уров не, то станет очевидным, что юные читатели и их родители получили хороший подарок. Педагогическая направленность книжки Е. Мельникова «Строим метро» внешне ме нее заметна. Он вроде бы просто рассказы вает об истории развития общественного транспорта Новосибирска, постепенно под водя к мысли о все большей с каждым го дом необходимости строительства в огром
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2