Сибирские огни, 1984, № 9

нннйжнйй ПОЛКИ Литературное наследство Сибири. Том ше­ стой. Г. Н. Потанин. Воспоминания. Зап.* Сиб. кн. иэд-во, 1983. «Дедушка Сибири*— так почтительно на­ зывали Григория Николаевича Потанина известные ученые, литераторы, художники конца девятнадцатого — начала двадцатого столетия. По признанию В. А. Обручева, им «создана та основная канва географиче­ ского лика внутренней Азии, на которой позднейшие исследователи разных специ­ альностей начали вышивать узоры, т, е. наносить детали обшей картины. До путе­ шествий Потанина, Певцова и Пржеваль­ ского этой основной канвы, необходимой для дальнейшей работы, еше не было...» Потанин стоял у истоков сибирской ли­ тературы, обшества художников, театраль­ ного общества, сам писал стихи, повести, сказки, собирал фольклор. Много сделал он для развития образования в Сибири, был душой различных периодических изданий. Именно за эту сторону своей деятельности, по свидетельству Вячеслава Шишкова, «По­ танин пользовался по всей Сибири громад­ ной популярностью, почти такой же, как Лев Толстой». Потанин прожил большую, трудную, про­ тиворечивую, но и прекрасную жизнь. Двад­ цать лет из нее (а всего Потанин про­ жил 85) непосредственно связаны с Том­ ском, который в прошлом веке получил славное имя — Сибирские Афины. Томская учительница Наталья Петровна Карпова, понимая значимость Потанина для Сибири, вызвалась помочь ему оставить для потомков .«Воспоминания». Эта работа про­ должалась полтора десятилетия. Слепну­ щий «дедушка Сибири» диктовал, Карпова писала. За образец для себя Потанин взял «Былое и думы» А. И. Герцена. Описывая свою жизнь, свои встречи, переживания, невзгоды, он повествовал одновременно о том, чем жила Россия, о ее людях, борени­ ях, болях и надеждах, о месте в истории России нарождающейся в новом качестве Сибири. После смерти Потанина Карпова отпра­ вила рукопись в фольклорную секцию Ака­ демии наук. Об этом свидетельствует акаде­ мик В. А, Обручев в своей книге «Григорий Николаевич Потанин. Жизнь и. деятель­ ность». Так до сих пор эта ценнейшая по­ весть жизни и не отыскалась. Известный критик и литературовед Ни­ колай Яновский взялся восстановить про­ павшую рукопись по публикациям в томской газете начала века «Сибирская жизнь», где печатались ее отрывки. К этим отрывкам он подключил очерки, ранее опубликованные в журнале «Русское слово», в других пери­ одических изданиях и книгах, выстроил по­ вествование по хронологическому принци­ пу, опустил повторы, дал названия главам и частям, которые их прежде не имели, снабдил подробными комментариями и сносками. Конечно, этот вариант воспоминаний Г. Н. Потанина, по всей видимости, не та­ кой полный, как потерянная рукопись, но он восполняет существенный пробел в лите­ ратурном наследии Сибири. С большим интересом читаются страницы, посвященные детским годам Потанина, его учебе в Омском кадетском корпусе, его первым путешествиям в составе казачьего полка. Точность красок, хороший язык, глу­ бина наблюдений делают их яркими, запо­ минающимися. Но еще большее волнение испытываешь, когда повествование касается М. А. Баку­ нина, Н. М. Ядринцева, родственников же­ ны Д. И. Менделеева Капустиных и других известных сибиряк,ов и россиян. Это волне­ ние нарастает в той части, где речь идет о борьбе за первый Сибирский университет, о тюрьме, о свеаборгской каторге и ссылке, на которые был осужден Потанин, а также пе­ тербургской поре его жизни... «Воспоминания Г. Н. Потанина» составили шестой том «Литературного наследства Си­ бири». Главный редактор этого издания Н. Н. Яновский — книга за книгой — восста­ навливает литературное прошлое Сибири. Реконструкция и издание «Воспоминаний Г. Н. Потанина»— еще одно возвращение к истокам сибирской литературы, возвраще­ ние, рождающее чувство радости и благо­ дарности. СЕРГЕЙ ЗАПЛАВНЫЙ Сергей Иоффе. Стихов мелодия Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1982. живая. В последние годы иркутянин Сергей Иоффе почти не выступает со стихами — редкие его публикации обидно скромны по объему, крайне сдержанны по интонации, до сих пор не собраны в очередную книгу. В 1979 году он выступил с книгой этюдов, посвященных творчеству двадцати семи по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2