Сибирские огни, 1984, № 9
самоубийственную психологию современно го империализма, готового обречь челове чество на истребление, лишь бы не допус тить коммунизма». И в этом смысле роман «Аэлита» нисколько не устарел. Происходившее в России в начале двад- _ цатых годов многим казалось фантастичным, С и естественным было появление многочис ленных фантастических Произведений. Были среди них и смелые мечты о будушем, и пародии на распространенные в западной литературе жанры. Удивительно, что Алек сей Толстой, еше находясь на чужбине, вы брал жанр научно-фантастического романа, чтобы показать свое восприятие револю ции,— и очень точно, очень верно сумел воспроизвести реальность. Лишь позднее, в тридцатые годы, работая над переизданием «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гари на», Толстой сформулирует свою позицию: «То, что происходит сейчас в нашей стра не, те темпы, которыми это все осушествля- ется, говорят сами за себя. База для твор чества поистине огромна. Отсюда вывод, что есть все предпосылки, сама жизнь их дает, для развития научно-фантастического ^ романа». Его слова справедливы и сегодня, даже, пожалуй, еще в большей степени. В том же 1922 году было опубликовано еще одно научно-фантастическое произведе ние, несколько раз перепечатанное в после дующие годы и затем надолго забытое. Между тем автору его М. Горький, прочи тавший сначала рассказ и затем возникшую на его основе повесть, дал совет писать на учно-фантастические рассказы и до конца жизни неоднократно вспоминал этого писа теля, рекомендуя включать его сочинения в различные сборники. Его имя мы встречаем в воспоминаниях Л. Мартынова, его упоми нает А. Бритиков в своем фундаментальном труде. И вот, наконец, выходит в свет кни га, возвращающая нам повесть Вивиана ■Итина «Страна Гонгури», созданную на основе его раннего рассказа «Открытие Ри- эля» и впервые опубликованную в Сибири в 1922 году. В свое время «Страна Гонгури» была до вольно холодно встречена читателями и кри тикой, но вспомним — такой же была и судьба «Аэлиты» Толстого. Современникам казалось, что написана повесть чересчур «романтично», а мечты героя слишком да- лекьи от действительности и не имеют ника кой реальной основы. Действие повести начинается в белогвар дейской тюрьме. Двое заключенных, юноша. Гелий и старый врач Митч, ждут решения своей судьбы, вероятнее всего — смертной казни. Врач погружает юношу в гипнотиче ский сон. И перед Гелием предстает «стра на Гонгури — навязчивые сны с необыкно- венным тоном реальности»,— так объясняет он свое состояние. «Я стал вполне чело.ве - ком другого мира, с другим прошлым... Ви димость реального ничем не отличалась от обычного состояния вещей». Подобные «ре альные сны», «раздвоение сознания», равно как и сам романтизированный герой, про шедший уже в юности школу страдания^, встречаются у многих советских писателей той поры — у А. Грина, А. Толстого, В. Брю сова. Гелий, «превращающийся» в другой ре альности в юношу Риэля, видит будущее своей планеты, или параллельный мир, по строенный по образу земного, но сущест венно улучшенный. Страна Гонгури — «оча ровательный сад с преобладающими поро дами в разных климатах. На карту были нанесены пояса: какао, кофе, пшеница, мед и т. д.» Жители прекрасной страны не толь ко живут в полном материальном изобилии, они покончили с таким «свинством», как различие по национальностям, у них нет войн, болезней, нищеты, страха. Каждый может реализовать данные ему способости полностью, каждый трудится на благо всех, занимается наукой, искусством. Не исчезли самые драгоценные человеческие чувства — любовь, нежность, верность. Пожалуй, Итин был первым из наших фантастов, кто не только сумел нарисовать «рай земной», но и показать, что человеку всегда свойственно стремление к совершен ству. Застой противен истинно ж и в ы м людям. Жители страны-сада знают, что не все могут быть удовлетворены существую щим порядком вещей. И В. Итин изобра жает второй вариант идеального будуще г о— в «стране Гонгури», названной так по имени прекрасной возлюбленной героя, есть место для мятежных духом. Риэль, очень рано почувствовавший потребность в чем-то необычном, получает возможность в буквальном смысле слова расправить крылья: на его планете давно побеждено тяготение, люди обрели способность летать при помощи антигравитационных аппара тов. Кстати, тема антигравитации станет популярной в нашей фантастике уже ближе к нашему времени — не удивительно^ что Итина обвиняли в безмерной оторванности от жизни! Риэль — один из тех, кому .непременно нужно летать в бурю. Возможно, этим он и привлек автора «Песни о Буревестнике»... Оставив спокойную жизнь, юноша само забвенно погружается в научные исследо вания. Но герой Итина не превращается в оторванного от жизни сухаря или рассеян ного маньяка. Высшие полеты мысли, ин теллекта вызывают в нем мощные приливы простых человеческих чувств, а счастье взаимной любви помогает совершать от крытия. Мечты Гелия о, будущем, его видения — или описания мира Риэля и Гонгури— включают в себя все сферы человеческой деятельности. Люди свободно летают по родной планете, межзвездные перелеты для них обычны, хотя и не лишены трудностей. Планета-сад — одновременно и храм науки, искусства. Но несмотря на достаточно под робные описания научно-технических чудес, заметно, что Итина прежде всего интересу ет социально-моральная сторона: духовный облик нового человека, его мысли, чувства, побуждения, структура общества. В рассказ о стране Гонгури включено довольно длин ное описание межпланетного перелета коС' монавта Везилета и его попыток «переде лать» дикарей, обнаруженных на одной из чужих планет. Погибают и почти все участ ники экспедиции и насильственно приоб щенные к культуре инопланетяне. Остается знание и сознание совершенной ошибки. Однако Итина интересует прежде всего Риэль, его поступки и размыш.чения, поэто му он не останавливается на описанном, не делает ожидаемых выводов. Опять-таки уже в наше время тема столкновения двух куль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2