Сибирские огни, 1984, № 9
Лось объясняет Гусеву, сколько месяцев минуло на Земле за те часы, что они прове ли в космосе. Большое внимание уделяет писатель созданию вымышленного мира мар сиан, их сушествование описано всесторон не, мы представляем их историю, филосо фию, социальную структуру, уровень разви тия науки и техники. И все же главное для автора, безусловно, люди, человеческие ха рактеры. На первый взгляд. Лось и Гусев пол ностью противоположны друг другу. Лось — мятушийся интеллигент, быть может, тот самый, кто кричит в одном из рассказов Толстого 1918 года; «Милосердия!» В пер воначальном варианте «Аэлиты» Лось был предельно одиноким индивидуалистом, стремившимся уйти от Земли, от жизни, человеком, видевшим вокруг только хаос и холод, замкнувшимся в своей тоске и страданиях после смерти жены. Сразу после первой публикации писатель начал перера батывать роман, и особенно его изменения коснулись образа инженера Мстислава Ло ся. Сначала Лось откликается л«шь на воп росы Гусева, затем его захватывает любовь к Аэлите, и окончательно он перестает быть эгоистом, поняв, что и Марс переживает революцию Гусев — бывший солдат, чем-то даже на поминающий солдата из русских народных сказов. Он ловок, умен, на все руки мастер, его ничто не страшит Он легко соглашает ся лететь с Лосем: посмотреть, как там лю ди живут (если они есть), присоединить Марс к «Ресефесер»; Гусев, в отличие от Лося, очень быстро понимает суть происхо дящего. Лось »а первых порах видит толь ко Аэлиту и чудеса техники. Гусев же ви дит, что на Марсе существуют слуги и гос пода, что за роскошью скрыта нищета, что отец Аэлиты готов погубить всю планету, лишь бы не потерять власть. Кажется, Тол стой списал с натуры сценки общения Гусе ва с марсианами. Еще не зная ни языка, ни общественного строя планеты, Гусев обра щается к марсианам: «Здравствуйте, товари щи, мы к вам с приветом от Советских рес публик... Для установления добрососедских отношений...». Бывший солдат видит назре вающий бунт и, не раздумывая, кидается в самую гущу борьбы. Гусев не приемлет по ражения. Он уверен; то, что удалось сде лать в России, удастся и в других местах. Выслушав рассказ марсианского инжене ра Гора о властителе Тускубе, Гусев инте ресуется: а что же дальше, какие меры со бираются принять инопланетные интел лигенты? «— Нужно отыскать по зеркальному теле фону Тускуба и войти с ним в переговоры о взаимных уступках.,.»— предлагает Гор. «— Вы, товарищ, целый час чепуху несе те,— перебил Гусев.— Вот вам диспозиция на завтра; вы объявите М-арсу, что власть перешла к рабочим». Гусев не всегда и не во всем прав, но нас не может не восхищать его бесстрашие, воля к победе, готовность пожертвовать со бой ради спасения товарища, Поистине эпи ческой выглядит сцена бега Гусева по Мар су с безжизненным Лосем на руках. Вся его фигура обретает гигантские масштабы, и марсиане, посланные в погоню, в ужасе разбегаются при виде Сына Неба. Чужая страна Марс, где есть как будто и любовь, и комфорт, кажется Гусеву пустыней. Но вые силы, второе дыхание открывается у не го, когда он видит на ночном чужом небе взошедшую родную звезду — Землю. Земля вообще постоянно возникает на горизонте героев, они не забывают о ней ни на миг, и постепенно оба меняются, прихо- дя к единственно верному восприятию; «Родная, родная, родная!.. Душа, плача от счастья, любви, летела навстречу голубова то-влажному столбу света. Родина челове чества! Плоть жизни! Сердце мира!» Харак терно, что здесь Толстой никак не разделя ет интеллигента и пролетария — их чувства и слова абсолютно одинаковы. Написать же эти слова мог только человек, на себе переживший весь ужас оторванности от род ного дома. Вспоминаются заключительные слова рассказа «Мираж», писавшегося в те же годы, что и роман «Аэлита». «Не хочу больше этой бессмыслицы, не принимаю... Мираж... Мираж... Я не сумасшедший. Назад, домой, на родину...» Аэлита, чье имя, по 'Толстому, означает «видимый в последний раз свет звезды», давно уже стала для нас символом верно сти, чистоты, неугасимой любви, побежда- . ющей пространство и время. Аэлита похо жа на другие женские образы Толстого сво ей хрупкостью, решительностью, красотой, но она и совершенно иная в своей печали, отстраненности, «инопланетности». Не слу чайно Аэлиту так часто вспоминают совре менные фантасты, пытающиеся разгадать загадку притягательности этой необычной, нетрадиционной «принцессы Марса». Тускуб, отец Аэлиты и правитель Тумы, занимает в книге сравнительно немного места, но ему принадлежит важнейшая роль в развитии романа. «Тускуб мечтает о золотом веке: открыть последнюю эпоху Марса — золотой век. Только избранные войдут в него, только достойные блажен ства. Равенство недостижимо, равенства нет. Всеобщее счастье — бред сумасшедших, опьяненных хаврой. Тускуб сказал: жажда равенства и всеобщая справедливость раз рушают высшие достижения цивилизации». Так характеризует правителя инженер Гор. У жителей Марса Тускуб вызывает ужас, перед его гипнотизирующим взглядом они бессильны— здесь Толстой отдал дань увле чению месмеризмом, популярному и на ■За паде и в России начала века. Покориться и умереть — к такому выво ду подводит угнетенных вся история Мар са. Гусев, переживший и выигравший рево люцию с миллионами таких же, как он, ре агирует однозначно; «— Ну, я вам скажу,— вы дожили здесь!..» Тускуб уверен в своем исключительном праве решать судьбы народа, он придержи вается знакомого хищнического принципа; или вое мне, или никому, и пусть все и вся гибнет! Отчасти он напоминает Теотля из драматизированной повести В. Брюсова «Земля» (1904). Как и Теотль, Тускуб ис поведует идеи Ницше, Шпенглера, Шопен гауэра. Однако Толстой увидел и другое — нарождающийся фашизм, безудержную борьбу за власть в мире капитала. Как справедливо замечает в своей книге «Рус ский советский научно-фантастический ро ман» А. Бритиков, «трудно отделаться от впечатления, что Алексей Толстой угадал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2