Сибирские огни, 1984, № 9
слышно! А через годишко станешь ты глав ным инженером ПМК. Ихний на пенсию со бирается...— Шальнов легонько стукнул кулаком по коленке Дашкова и снова меч тательно улыбнулся.— Работы непочатый край. Миллионы рублей. Твори. Выдумывай. . Сам себе хозяин! Пойми ты, хлопчик, имен- % но в ваших руках, в руках Игоря и Татья ны,— а будет « в твоих руках!— будущее страны, ее хлеб и соль, ее чистые реки и воздух». Но напрасно взывает Борис Аркадьевич к гражданским чувствам Дашкова, напрас но пытается пробудить в нем здоровое чес толюбие. Напрасно потому, что ни первого, ни второго у Дашкова нет (равно как нет и глубокого чувства к полюбившей его де вушке). Он — один из тех молодых людей, которые могут исполнить свой гражданский долг, по-настоящему проявить себя в деле лишь однажды. Руководствоваться же по стоянно в своей жизни «гражданскими мо тивами», «мыслями об общественных де лах»— это уже сверх его сил. Поразительное совпадение, не правда ли? ^ Молодые люди 50-х годов прошлого века и - некоторые молодые люди 80-х годов нашего, двадцатого, столетия страдают одним и тем же недостатком, которому на современном языке найдено точное определение — граж данская инфантильность. Но если Черны шевский, основываясь на материале турге невской повести, корни этого врожденного порока, свойственного его современникам, выявил и с исчерпывающей полнотой объяс нил, то нам сделать это гораздо труднее. Труднее потому, что в повести В. Мелешко маловато самого материала, самих исход ных данных, основываясь на которых, мож но было бы ответить на все «почему». Можно, конечно, нерешительность Евге ния Лашкова, его отказ от семейного счастья и от всех заманчивых служебных перспектив объяснить чисто по-житейски. Ведь ради всего этого ему надо сменить местожительство, лишить себя возможности регулярно посещать Эрмитаж, где его люби мые ранний Пикассо и поздний Ренуар, по терять привычный круг друзей и знакомых и проч. и проч. Но такое сугубо житейское толкование будет, наверное, весьма однобо- * КИМ. Ибо тут дают о себе знать причины ку да более глубокие, предпосылки куда бо лее серьезные. . Ведь, если вдуматься, тут опять же один из парадоксов НТР, один из тех трудных случаев, когда уровень образования моло дого человека, сумма полученных им знаний не «интегрируется» в с о з н а н и е. В са мом деле, почему, вследствие чего опреде ленная часть молодежи (какая именно часть?) приобретает эту раннюю тягу к уюту, к покойному, отдаленному от «учас тия в гражданской деятельности» сущест вованию, почему иные наши молодые люди, получая дипломы инженеров и даже уче ные степени, так и остаются «ребенками мужского пола» средних, а потом и пожи лых лет? Что это — новая вариация офюмовщины? Рецидив беликовщины как стремление уйти в скорлупу, спрятаться в футляре? Навер ное, и то и другое. Но вот откуда берутся эти новые Обломовы, эти новоявленные Бе ликовы, которые хоть и не пролеживают бока на диване, хоть и не ходят все лето с зонтом и в калошах, но все равно предпо читают держаться вдали от главных участ ков жизни, жить по принципу «как бы че го не вышло»? И это — повторяю — в то время, когда вокруг вершатся такие дела, когда в науке и технике следуют открытия одно ошеломительнее другого, когда у че ловека есть все условия и возможности для того, чтобы найти свое призвание, утвердить себя как личность, стать творцом и граж данином в самом благородном смысле это го слова. Парадокс и еще раз парадокс! И досад но, что повесть В. Мелешко, при всех ее не малых достоинствах, тоже не совладала с этими парадоксами ИГР, досадно, что мо лодой и очень способный писатель, нащупав, обнаружив острую проблему, за которой угадывалась одна из интереснейших тайн нашего современного бытия, отступился, спасовал — подобно тому, как спасовал в самый решительный момент его герой.» Я не случайно вынес в заголовок своих заметок слова «Парадоксы НТР». Ибо на ука и техника всегда, начиная с древнейших времен, задавала человеку нелегкие задачи, порождала парадоксы. Но ведь что такое парадокс? Это и загадка, и конфликт, и клубок противоречий. И казалось бы, кому, как не писателям, разгадывать эти загадки, распутывать эти противоречия, исследовать эти конфликты? Тем более, что мы уже убе дились: научно-техническая революция, при всем ее пристрастии к моде, при всей ее приверженности к сегодняшнему, сиюми нутному, сенсациойному, несет в себе нема лый заряд проблем общечеловеческих, веч ных, тех проблем, над которыми веками би лись лучшие умы. Но тут происходит (и мы в том тоже убедились) странная вещь; как только по ложенная в основу того или иного произве дения конфликтная ситуация выходит за пр&делы «описания самолета»— автор тут же либо ставит точку, либо спешит разре шить конфликт в духе традиционного про изводственного «хэппи энда». И получается еще один парадокс; автор вроде бы вышел на самый что ни на есть передний край жизни, но, по сути, от жизни ушел далеко Б сторону. Да иначе тут и' быть не могло, потому что «чистая наука» и «чистая техника», да же будучи превосходно беллетризованны- ми, дают столь же малый, столь же незна чительный идейно-эстетический эффект, как и пресловутое «чистое искусство».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2