Сибирские огни, 1984, № 9
вых шагов в институте, а потом, что ли, свыкся с участью пресловутой ломовой ло шади, у которой нет и не может быть соб ственной позиции. Приятный, исполнитель- ,ный сотрудник,— Лашков знал это мнение о себе,— всегда на месте, всегда «под ру кой». Им можно без всякого угрызения со вести заткнуть любую дыру, заранее зная, что он вытянет, тошно-горько, без блеска, но обязательно сведет концы с концами. А поскольку никто особых надежд на него не возлагал — никто особо с него и не спрашивал». И автор не раз еще будет так же добро душно подтрунивать над своим героем, над его нерешительностью, мнительностью, над всеми теми «комплексами», которыми Лаш- ' ков не столько страдал на самом деле, сколько их сам себе выдумал, «приписал». Зато как резко изменится тон повествова ния, когда автор станет показывать своего ЛашкО'Ва в настояще.м деле, во время ру ководства работами по строительству про тивопаводковых сооружений. «Так что же изменилось? — думал он.— Что открыл он для себя здесь, на краю све та, в этой чужой для него степи с ее жар ким непривычным солнцем, с ее сухими и беспощадными ветрами, с ее пугающей ду шу бесконечностью? Что? Может быть, то, что впервые за тридцать лет понял, что необходим? Необходим на самом деле, без условно. Его воле и знаниям беспрекословно, будто на войне, подчинялись люди, под чинялись многотонные, тяжелые, как тан ки, бульдозеры, покорялись трудные ки лометры пространства. А этот азарт рабо ты, когда не замечаешь времени, когда стрелки часов крутятся с бешеной ско ростью, когда сам нутром ты понимаешь, что нужен, что тебя ждут, в тебя верят. Что без тебя не могут!» Казалось бы, у автора есть здесь прек расный повод полюбоваться своим героем — тем более, что Лашков действительно все довел до конца, честно исполнил свой профессиональный и гражданский долг. Но В. Мелешко не торопится ставить Лаш- коаа на пьедестал, не творит из него куми ра, как это делает С. Иванов из своего По тапова. Молодой автор проявил незауряд ное художественное чутье, поняв и показав, что испытание делом — это еще не самое главное жизненное испытание для человека. В том-то все и дело, что- самое трудное для Лашкова началось именно после павод ка, после того как благополучно завершены были все защитные работы, и — соответст венно — в повести обозначилась по-настоя щему сложная, острая проблема, выходя щая далеко за пределы чисто производст венной сферы. Но тут надо сказать несколько слов о лю бовной интриге повести, которая отнюдь не побочна и не так банальна, как это может показаться на первый взгляд. Во время своей командировки, в ходе исполнения скучных обязанностей по авторскому над зору, Лашков знакомится и ежедневно об щается с Таней Кашириной, начальником стройучастка. Сугубо деловой на первых порах контакт между молодыми людьми постепенно переходит во взаимную симпа тию, а после паводка Таня, совершенно-по коренная теми прекрасными качествами, которые проявил Евгений Александрович во время стихии, открыто признается ему - в любви. Однако в ответ Лашков лепечет нечто невразумительное: «— Как вам все это объяснить... Постарайтесь 'меня по нять...» А затем отбывает к себе в Ленин град, где, надо полагать, постепенно забу дет и о Тане, и о своем геройстве, и даже если и будет об этом вспоминать, то не бо лее как об интересном эпизоде из прошлой своей жизни. Этот грустный финал вызвал во мне не вольную ассоциацию с повестью Тургенева «Ася» и заставил вспомнить статью Черны шевского «Русский человек на гепбег-уоиз». Как известно, повесть Тургенева навела в свое время Чернышевского на глубокие раз мышления о судьбе и характере целого по коления. Вот что писал, в частности, критик о тогдашнем молодом поколении: «...Когда мы входим в общество, мы ви дим вокруг себя людей в форменных и не форменных сюртуках или фраках; эти люди имеют пять с половиной или шесть, а иные и больше футов роста; они отращивают или бреют волосы на щеках, верхней губе и бо роде; и мы воображаем, что мы видим перед собой мужчин. Это — совершенное заблуж дение, оптический обман, галлюцинация — не больше. Без пр^иобретения привычки к самобытному, участию в гражданских де лах, без приобретения чувств гражданина ребенок мужского пола,, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиною он не становится или по крайней мере не становится мужчи ною благородного характера. Лучше не раз виваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действия, в которой вращаюсь я, исключены идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, то есть исключе ны гражданские мотивы, что остается наб людать мне? В чем остается участвовать мне? Остается хлопотливая сумятица от дельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюш ке или о своих забавах». Эти прекрасные, исполненные высокой публицистики строки имеют самое непос редственное отношение и к герою В. Ме лешко — в том смысле, что данный герой есть тоже не кто иной, как человек со слабо развитым чувством гражданского долга, с пониженным интересом к «общей пользе». Да, Евгений Лашков однажды проявил се бя в настоящем деле, проявил превосходно, показал все, на что способен, оказался в полном смысле слова на своем месте. Так почему бы ему на этом месте не закрепить ся? Ведь тут сама судьба послала ему тот счастливый случай, который может круто изменить всю его жизнь — причем как в плане общественном, так и в личном. Имен но это и пытается втолковать Дашкову старый, умудренный жизненным опытом Борис Аркадьевич Шальнов, директор ак климатизационной базы (кстати, фигура очень симпатичная и отлично автором выписанная). «— А, Женя! Женим тебя на Татья не...— он добродушно рассмеялся.— Вот ви-' дишь, даже рифмуется: Ж еня— женим! Свадьбу отгрохаем — на том берегу будет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2