Сибирские огни, 1984, № 9
судьбы, т. е. путем художественного иссле дования,— вот тогда бы и свершен был тот самый рывок от «описания самолета» к проблемам человеческого бытия, о котором говорил Экзюпери. В основу романа Сергея Иванова «Из нтзни Потапова» (Новый мир, 1983, № 6— 7) положена опять-таки история одного изобретения. Точнее даже сказать так: ис тория возникновения, осмысления и разви тия одной очень важной, перспективной иау-ВДой идеи, творцом, создателем которой и явился герой Александр Александрович Потапов («Сан Саныч», как любовно зовут его друзья и коллеги). Свою художественную, задачу С. Иванов, быть может сам того не ведая, очень точно сформудировал в одной из глав романа: «...Если б по-настоящему снимать фильм о труде ученого-теоретика, это получилось бы жутко скучное кино. Сидит человек за столом и сидит. Десять секунд пишет, де сять минут думает — больше буквально ни чего. И звуковое оформление тоже было бы не дай господи! Ну может, когда стул скрипнет, ну может, когда страничка ше- лестнет...» Так вот, судя по всему, С. Иванов и ре шил показать -нам все, что остается в по добных случаях «за кадром»— всю сложную «диалектику мышления» (если перефрази ровать известное выражение Чернышевско го) ученого, создающего новую научную концепцию. Отдадим ему должное: история зарождения, оформления в цифрах, форму лах, в расчетах важной научной идеи изло жена С. Ивановым, во-первых, предельно ясно и популярно (любому дилетанту после прочтения романа становятся понятными и са.м принцип работы изобретенного Пота повым прибора для улавливания запахов, и то, почему этот «Нос» в новом, усовер шенствованном, варианте открывает целое направление в науке). Во-вторых — и за это надо выставить автору самый , высший балл,— ему действительно удалось пере дать, воспроизвести весь поток сознания, весь причудливый и парадоксальный ход мыш.чения ученого, идущего где интуитив но, ощупью, где сразу, напрямик к своему открытию. Процесс научного поиска пред стает на страницах романа во всей его сложности и мучительности, со всей его нескончаемой чередой озарений, заблужде ний, смятений и внезапных откровений... Вот, скажем, идет герой по лесу, слушает песню жаворонка и вдруг замечает, что «глазами ищет эту прозрачную нить песни, которая будто бы связывает певца с зем лею и не дает ему улететь. И опять все по казалось Потапову до того взаимосвязано: слух, зрение, обоняние, осязание... Вдруг — сразу после жаворонка — он подумал о больном, которому щупают пульс, и слуша ют хрипы в легких, и пробуют рукою жар, и... Ну и запах, и запах, конечно! При лихорадке больной пахнет ошпарен ным гусем! Вот оно, понял! Потапов чуть ли не бросился бежать по своему пятнад- цатйкилометровому кабинету... З.апахи, за пахи, Ошпаренный гусь, моча при какой-то там болезни пахнет антоновкой. Откуда мне это известно? А черт его знает! Итак, диагностика по запахам. Абсолют но надежный способ, потому что «Нос» учу ет и одну-две молекулы. Ну, пока, допус- ТИМ, не учует. А в принципе-..; Одна-двё молекулы. Ранняя диагностика.;. Чего? ,Да чего угодно! Даже шизофрения должна чем- то пахнуть, и даже порок сердца!» Но вот читаю я страницу за страницей, внимательно слежу (и восхищаюсь, конеч но!), как четко и бесперебойно работает могучий потаповский интеллект, его «МВМ» (мозговая вычислительная машина — так сам герой называет то, что содержится в его черепной коробке), читаю и невольно думаю: ну а зачем, собственно, так настой чиво демонстрирует нам автор работу этой самой «МВМ»? Ведь чтобы доказать, убе дить нас в том, что Потапов воистину крупный ученый и что открытие, им сде ланное,— гениальное открытие,— нет, в об- щем-то, особой необходимости погружать нас в самые глубокие глубины его научного мышления, посвящать этому столько глав и страниц. Другое дело, если бы автор пи сал научно-популярный очерк, где, соглас но требованиям самого жанра, главная за дача сводится к тому, чтобы популярно, доходчиво, по возможности образно и ху дожественно рассказать историю научного открытия и суть этого открытия. Но ведь в данном случае перед нами ро ман, и — тоже согласно требованиям жан р а— человек, в нем, будь он и семи пядей во лбу, должен предстать прежде всего в своем ч е л о в е ч е с к о м обличье, во взаимоотношениях с другими людьми, при том в таких взаимоотношениях, которые обозначаются еловом «конфликт». Что ж, конфликт есть .в романе, даже це лых два конфликта. Первый — служебный, столкновение Потапова с заместителем ди ректора НИИ Олегом Астаповым, решив шим «подсидеть» Сан Саныча, добиться понижения его в должности, а то и вообще изгнания его из института. Второй конф- лиет — сугубо личный, измена жены, кото рой надоела роль домохозяйки при «вели ким ученом» и которая, испытывая не то что недостаток, а целый вакуум невнима ния со стороны мужа, заполняет этот ва куум любовной связью с другим человеком, а затем и вообще уходит к нему. Сан Саныч, таким образом, оказывается, что называется, в экстремальных условиях, но это лишь удваивает его энергию и рве ние, и в итоге он одерживает блестящую победу, даже серию побед: и выдающееся открытие делает, и садит в лужу подлого интригана Астапова, и разрыв с женой стоически переносит... Словом, герой пред стает перед нами воистину несокрушимой личностью, этакой глыбой, титаном, эта ким... чуть было не сказал,- «сверхчело веком». А собственно, судя по тем качествам, которыми автор в избытке наградил своего Потапова, вполне можно приложить и это обозначение. Тут одни только физические данные чего стоят. Рост — почти два мет ра, в молодости играл в баскетбол, имеет звание мастера спорта, вообще «мужик здоровый, аппетит — зверь!» О том, что у этого «здорового мужика» еще и превос ходная «МВМ», уже сказано. А если к этому присовокупить еще и такие качества, как завидное умение владеть собой, желез ную выдержку, способность подавить од ним волевым усилием любое проявление слабости, если еще учесть, что «в своем деле»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2