Сибирские огни, 1984, № 9
как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется. Человек познает себя в борьбе с препятствиями. Но для этой борь бы ему нужны орудия. Нужен рубанок или плуг. Крестьянин, возделывая свое поле, мало-помалу вырывает у природы разгадку ^ иных ее тайн и добывает всеобщую истину. ^ Так и самолет — орудие, которое проклады вает воздушные пути,— приобщает челове ка к вечным вопросам». Приведенная цитата, думаю, знакома мно гим. Да, это Сент-Экзюпери, это начало его знаменитой «Планеты людей»— одной из самых мудрых книг нашега двадцатого столетия. Голос писателя-гулйниста, писа- теля-философа, размышляющего над тай- йами Земли, природы, человека, несет нам столько воистину мудрого, сокровенного, что, наверное, у каждого, прочитавшего «Планету людей», остается на душе то са мое глубокое впечатление, которое зовется, откровением. Прочитать эту удивительную книгу и не поумнеть, не подвинуться хотя бы на шаг в своем духовном развитии про сто невозможно. Я не ставлю себе целью подробно анали- . зировать «Планету людей»— в том нет ни- ^ какой надобности, ибо о ней написаны го ры статей и исследований. Я просто хочу заострить внимание на одном обстоя тельстве. «Планета людей» стала выдающимся от крытием нашего XX века не только потому, что ее писал талантливейший художник сло ва, но еще и потому, что этот художник профессионально владел одним из мошных «орудий» познания — самолетом. Именно самолет— что не раз п о д ч е р к и в а е т сам Экзюпери — раскрыл ему такие просто ры и дали, позволил ему приобщиться к та ким тайнам Земли и ее обитателей, кото рые, будучи затем осмысленными им и сформулированными, стали действительно новым словом о Человеке и человечестве. Ведь это не кто иной, как Экзюпери, еще задолго до первых космических полетов, су мел окинуть нашу планету именно космиче ским взглядом; не кто иной, как он, сказал впервые, что Земля наша, в сущности, очень маленькая и потому ее так надо всем нам беречь. Не случайно давно уже стали кры латыми его знаменитые слова: «Мы все заодно, .уносимые одной и той я<е планетой, мы — команда одного корабля». Да и дру гой его знаменитый афоризм — о «роскоши человеческого общения» как самой главной нравственной ценности — родился тоже за штурвалом самолета в итоге длительных полетов, позволивших писателю-летчику познать и понять истинную цену человече ского одиночества и человеческого единения. И всеми этими своими открытия.ми , так обогатившими наше сознание, нашу , нрав ственность, Сент-Экзюпери во мно.гом обя зан «плугу XX века»— самолету; не случай но писатель себя и своих товарищей пило- ,тов называл «небесными пахарями». Лично мне кажется, что «Планета людей» должна быть настольной книгой каждого писателя, берущегося за разработку науч ных и технических сюжетов. Ибо это в пол ном смысле слова компас, указующий, вы являющий само н а п р а в л е н и е в раз витии т а к и х сюжетов и т а к и х проб лем. Примечательно в этой связи еще одно высказывание Экзюпери — из его предисло вия к книге Анны Линдберг «Подымает ся ветер» (тоже, кстати, посвященной лет чикам); «И как отличается ее повествование от всяких рассказов, в которых одно проис шествие искусственно привязывается к дру тому с произволом, характерным для охот ничьих историй! И как Анна Линдберг в сво ей книге втайне умело использует ' нечто чему нет имени,— нечто элементарное и все общее, подобное мифу. Как умеет она за ставить почувствовать при помощи, казалось бы, рассуждений о технике и подмеченных ее острым взглядом конкретных фактов сущ ность проблемы человеческого бытия! Она не пишет самолет, а как бы п и ш е т с а мо л е т о м . . . » Мне кажется, Экзюпери дал здесь исчер пывающий ответ на вопрос: почему многие произведения «об ИГР и,про НТР», будучи наполненными столь сложными производ ственно-техническими проблемами и пери- питиями, так мало дают, а то и вовсе ни чего не дают ни уму, ни сердцу читателя? Да потому, что авторы этих сочинений со средоточивают, как правило, все свои твор ческие усилия, на «описании самолета», на подробном рассказе о том, как где-то, на каком-то предприятии, что-то изобретали, усовершенствовали, внедряли. Повести В. Осипова и М. Шаломаева как раз и являются самы.м наглядным тому сви детельством. Хотя, если присмотреться вни мательно, можно.обнаружить, что у того и у другого автора была возможность (и, не плохая возможность), оттолкнувшись ОГ производственной интриги, перейти к проб леме человеческого бытия. Хочу обратить внимание вот на какое обстоятельство. И в том и в другом произведении есть, точнее сказать заявлен, тип карьериста. Скажут: эка невидаль, да этих злосчастных карьери стов всевозможных номенклатур, масшта бов и мастей мы встречаем чуть не в каж дом энтээровском произведении; тут уже и традиция давно сложилась: на каждого ге- роя-новатора непременно приходится по од ному, а то и по нескольку консерваторов, то бишь самых что ни на есть отъявленных карьеристов. Однако в повестях В. Осипова и М. Ша ломаева карьеристы несколько нетрадици онные. Карьеристы, которые' по всем стать ям являются смелыми, инициативными но- ' ваторами. Вспомним, с какой энергией Алек сей Павкин взялся за срочный заказ, как он организовывал, доставал, пробивал и, главное, как вдохновлял своих подчиненных. С неменьшим энтузиазмом горит на работе и Окуров... Словом, в профессиональном отношении эти герои не вызывают сомнений, но поче му же в этих прекрасных инженерах, в этих талантливых руководителях столько цинизма, равнодушия, черствости, наглос ти? Ведь здесь, если вдуматься, мы как раз и сталкиваемся с тем парадоксом эпохи НТР, о котором говорилось выше, когда об разование, сумма з н а н и й , приобретен ных иными нашими согражданами, не пере ходит в то качество, которое зовется с о з н а н и е м . И, мне думается, если бы наши авторы попытались постигнуть этот пара докс, эту тайну, загадку, тем более, что у них была возможность проследить, выявить все «от» и «до» через живые человеческие-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2