Сибирские огни, 1984, № 9

как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется. Человек познает себя в борьбе с препятствиями. Но для этой борь­ бы ему нужны орудия. Нужен рубанок или плуг. Крестьянин, возделывая свое поле, мало-помалу вырывает у природы разгадку ^ иных ее тайн и добывает всеобщую истину. ^ Так и самолет — орудие, которое проклады­ вает воздушные пути,— приобщает челове­ ка к вечным вопросам». Приведенная цитата, думаю, знакома мно­ гим. Да, это Сент-Экзюпери, это начало его знаменитой «Планеты людей»— одной из самых мудрых книг нашега двадцатого столетия. Голос писателя-гулйниста, писа- теля-философа, размышляющего над тай- йами Земли, природы, человека, несет нам столько воистину мудрого, сокровенного, что, наверное, у каждого, прочитавшего «Планету людей», остается на душе то са­ мое глубокое впечатление, которое зовется, откровением. Прочитать эту удивительную книгу и не поумнеть, не подвинуться хотя бы на шаг в своем духовном развитии про­ сто невозможно. Я не ставлю себе целью подробно анали- . зировать «Планету людей»— в том нет ни- ^ какой надобности, ибо о ней написаны го­ ры статей и исследований. Я просто хочу заострить внимание на одном обстоя­ тельстве. «Планета людей» стала выдающимся от­ крытием нашего XX века не только потому, что ее писал талантливейший художник сло­ ва, но еще и потому, что этот художник профессионально владел одним из мошных «орудий» познания — самолетом. Именно самолет— что не раз п о д ч е р к и в а е т сам Экзюпери — раскрыл ему такие просто­ ры и дали, позволил ему приобщиться к та­ ким тайнам Земли и ее обитателей, кото­ рые, будучи затем осмысленными им и сформулированными, стали действительно новым словом о Человеке и человечестве. Ведь это не кто иной, как Экзюпери, еще задолго до первых космических полетов, су­ мел окинуть нашу планету именно космиче­ ским взглядом; не кто иной, как он, сказал впервые, что Земля наша, в сущности, очень маленькая и потому ее так надо всем нам беречь. Не случайно давно уже стали кры­ латыми его знаменитые слова: «Мы все заодно, .уносимые одной и той я<е планетой, мы — команда одного корабля». Да и дру­ гой его знаменитый афоризм — о «роскоши человеческого общения» как самой главной нравственной ценности — родился тоже за штурвалом самолета в итоге длительных полетов, позволивших писателю-летчику познать и понять истинную цену человече­ ского одиночества и человеческого единения. И всеми этими своими открытия.ми , так обогатившими наше сознание, нашу , нрав­ ственность, Сент-Экзюпери во мно.гом обя­ зан «плугу XX века»— самолету; не случай­ но писатель себя и своих товарищей пило- ,тов называл «небесными пахарями». Лично мне кажется, что «Планета людей» должна быть настольной книгой каждого писателя, берущегося за разработку науч­ ных и технических сюжетов. Ибо это в пол­ ном смысле слова компас, указующий, вы­ являющий само н а п р а в л е н и е в раз­ витии т а к и х сюжетов и т а к и х проб­ лем. Примечательно в этой связи еще одно высказывание Экзюпери — из его предисло­ вия к книге Анны Линдберг «Подымает­ ся ветер» (тоже, кстати, посвященной лет­ чикам); «И как отличается ее повествование от всяких рассказов, в которых одно проис шествие искусственно привязывается к дру тому с произволом, характерным для охот ничьих историй! И как Анна Линдберг в сво ей книге втайне умело использует ' нечто чему нет имени,— нечто элементарное и все общее, подобное мифу. Как умеет она за ставить почувствовать при помощи, казалось бы, рассуждений о технике и подмеченных ее острым взглядом конкретных фактов сущ­ ность проблемы человеческого бытия! Она не пишет самолет, а как бы п и ш е т с а ­ мо л е т о м . . . » Мне кажется, Экзюпери дал здесь исчер­ пывающий ответ на вопрос: почему многие произведения «об ИГР и,про НТР», будучи наполненными столь сложными производ­ ственно-техническими проблемами и пери- питиями, так мало дают, а то и вовсе ни­ чего не дают ни уму, ни сердцу читателя? Да потому, что авторы этих сочинений со­ средоточивают, как правило, все свои твор­ ческие усилия, на «описании самолета», на подробном рассказе о том, как где-то, на каком-то предприятии, что-то изобретали, усовершенствовали, внедряли. Повести В. Осипова и М. Шаломаева как раз и являются самы.м наглядным тому сви­ детельством. Хотя, если присмотреться вни­ мательно, можно.обнаружить, что у того и у другого автора была возможность (и, не­ плохая возможность), оттолкнувшись ОГ производственной интриги, перейти к проб­ леме человеческого бытия. Хочу обратить внимание вот на какое обстоятельство. И в том и в другом произведении есть, точнее сказать заявлен, тип карьериста. Скажут: эка невидаль, да этих злосчастных карьери­ стов всевозможных номенклатур, масшта­ бов и мастей мы встречаем чуть не в каж­ дом энтээровском произведении; тут уже и традиция давно сложилась: на каждого ге- роя-новатора непременно приходится по од­ ному, а то и по нескольку консерваторов, то бишь самых что ни на есть отъявленных карьеристов. Однако в повестях В. Осипова и М. Ша­ ломаева карьеристы несколько нетрадици­ онные. Карьеристы, которые' по всем стать­ ям являются смелыми, инициативными но- ' ваторами. Вспомним, с какой энергией Алек­ сей Павкин взялся за срочный заказ, как он организовывал, доставал, пробивал и, главное, как вдохновлял своих подчиненных. С неменьшим энтузиазмом горит на работе и Окуров... Словом, в профессиональном отношении эти герои не вызывают сомнений, но поче­ му же в этих прекрасных инженерах, в этих талантливых руководителях столько цинизма, равнодушия, черствости, наглос­ ти? Ведь здесь, если вдуматься, мы как раз и сталкиваемся с тем парадоксом эпохи НТР, о котором говорилось выше, когда об­ разование, сумма з н а н и й , приобретен­ ных иными нашими согражданами, не пере­ ходит в то качество, которое зовется с о з ­ н а н и е м . И, мне думается, если бы наши авторы попытались постигнуть этот пара­ докс, эту тайну, загадку, тем более, что у них была возможность проследить, выявить все «от» и «до» через живые человеческие-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2