Сибирские огни, 1984, № 9
сующему нас вопросу, потому, полагаю, бу дет вполне резонным углубиться в прошлое, вспомнить, когда, собственно, возник й был сформулирован сам вопрос — о взаимоот ношений науки, и яеловеческой нравствен ности. Возник этот вопрос очень и очень давно. I Вот что, к примеру, писал Сенека в своих «Нравственных письмах»: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». А один из последователей знаменитого римского философа — Мусоний Руф — к этому доба вил: «Добродетель — это знание, причем не только умозрительное, но и приложимое к' деятельности». Как видим, для древних все в данном вопросе было просто и очевидно: всякое знание (наука) добродетельно, т. е. нрав ственно само по себе, по своей природе, и, следовательно, чем большими знаниями об ладает человек, тем он более добродетелен, нравственен. Эта мысль, или, как сейчас принято гово рить, концепция о тождестве знания и доб родетели, была жестоко опровергнута са мой жизнью, причем уже во времена Сене- |.ки . Ученик и воспитанник Сенеки импёра- ^ тор Нерон не был невеждой, однако нали чие знания, образованность отнюдь не по мешали 'ему стать жесточайшим тираном, нравственным чудовищем, совершить мно гие тягчайшие злодеяния — в числе которых была и кровавая расправа над самим Се некой... Тем не менее формула Сенеки осталась и на протяжении столетий - продолжала су ществовать в качестве одной из непрелож ных истин. Люди, в том числе и многие ве ликие мыслители, продолжали верить в на уку, в ее абсолютную «добродетельность», французские энциклопедисты, наш М. В. Ло моносов ратовали за развитие наук не толь ко потому, что видели в них единственный источник благосостояния государства и на рода, но еще и потому, что считали науку самым могучим средством воспитания и фор мирования человеческой мысли. Не случайно в произведениях писателей-класоицистов, чьими идейными и духовными наставника ми были французские просветители, добро детель, как правило, воплощена в лице че ловека ученого, широко образованного, по- 1 борника науки и просвещения (Стародум, ' например, в фонвизинском «Недоросле»), ^ а зло — соответственно — в облике невеж ды, тупицы, неуча (Митрофан, Простакова, Скотинин). Правда, уже в эпоху Просвещения и да же раньше нет-нет да и раздаются скепт'й- ческие голоса, ставящие под сомнение эту абсолютную, изначальную «добродетель: ность» любой и всякой науки. Руссо, напри мер, задавался вопросом: «Сделали ли нау ки человечество более счастливым?» В . XIX веке скептическое отношение к науке еще больше. И это при всем том, что именно XIX век демонстрирует челове честву настоящие чудеса в области научной мысли, изобретательства, технического твор чества. Хочу в этой связи сослаться на одно интересное наблюдение критика А. Ланщи- I кова. «Можно, конечно, спорить, но нельзя утверждать наверняка, что человек XX ве ка воспринял за свою жизнь больше «чу дес», чем человек века предшествующего. Во всяком случае, человек XIX века всту пил в жизнь, когда — как и сто, и тысячу лет назад — во всех видах работы и пере движения господствовало мышечное напря жение или простое механическое устройст во, а заканчивал он ее, когда не только внедрялись в жизнь телеграф, телефон, же лезные дороги и всякого рода сложные ма шины и механизмы, но когда человек начал уже осваивать воздушное пространство. И тут невольно обращаешь внимание на такое обстоятельство: великая русская ли тература XIX века осталась, по сути дела, «равнодушной» к технической революции своего времени и прошла мимо образов изобретателей и механиков, шоферов и ма шинистов. Ее по-прежнему, даже, пожалуй, в еще большей мере, интересовали вопросы социальные, нравственные, религиозные, по литические, а если паровоз, скажем, и иг рает в «Анне Карениной» какую-нибудь роль, то не большую, чем пруд в повести Карамзина «Бедная Лиза».' Суждение очень любопытное и примеча тельное. Но я решительно не могу согла ситься с А. Ланщиковым, что русская лите ратура, по сути, никак не отреагировала на техническую революцию XIX века. Да. ко нечно, если подходить с точки зрения чисто статистической, то действительно русская литература гораздо чаще изображала вся ких там «лишних» и «маленьких» людей, нежели людей науки и техники. Но зато ког да на ее страницах появлялся «ученый чело-, век», это было воистину явлением. Тут один тургеневский Базаров чего стоит! Не от не го ли, не от Базарова, не от его ли знаме нитого «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» разгорелся колос сальнейший спор, можно сказать спор века, предвосхитивший яростную полемику «фи зиков» и «лириков»? Не следует здесь так же забывать, что проблема «пользы и кра соты» вслед за Тургеневым была поднята Достоевским, породила его поле.мику с Доб- ролюбовы.м, что в это же вре.мя и по этому же вопросу выступил со своими «Реалясгз- ми» и Писарев... 'Словом, великая русская литература и здесь оказалась на высоте — в том отношении, что сумела ф и л о с о ф с к и осмыслить, истолковать те новые ве яния и умонастроения, которые возникли в обществе в связи с успехами, достижениями естественных наук. Не кто иные, как великие русские писате ли увидели и сразу поставили точный диаг ноз и другому явлению, тоже связанному с научно-техническим прогрессом. Явление это — использование научных достижений , в корыстных, человеконена вистнических целях. Вспомним фон Кореиа из повести А. П. Чехова «Дуэль». Ведь это, по сути дела, один из первых в мировой ли тературе образов ученого-злодея; чеховско го фон Корена можно считать предтечей тех многочисленных суперменов от науки, которые затем появятся в произведениях Г. Уэллса, А. Беляева и других писателей- фантастов (да и не только фантастов) XX века. Л. Н. Толстой, как известно, не изображал в своих произведениях людей науки, во всяком случае в качестве главных персо нажей таковых не выводил. Тем не менее . ' Анатолий Ланщнков. Вопросы и время. М., «Современник>, 1978, с, 147—148.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2