Сибирские огни, 1984, № 9

ством художественной меры, которая за­ ставляет его в своих программах найти ра­ зумное сочетание привычного, необходимого и нового, еще неосвоенного. Одним из ин­ тереснейших проявлений этой тенденции стал организованный им фестиваль «Клас­ сика и современность», прошедший в Ново­ сибирске впервые в марте 1984 года и син­ тезирующий творческие и организационные идеи дирижера. Как же определить вклад А. М. Каца за три с лишним десятилетия творческой дея­ тельности в развитие музыкальной культуры Сибири, как определить ценность сделанного им за это время? Мне кажется, что своеоб­ разие многолетней работы Арнольда Ми­ хайловича Каца как дирижера, руководи­ теля оркестра, педагога заключается в том, что в совокупности оно сливается в один ведущий тип деятельности, тип личности. Назову его музыкантом-просвегителем. В этом сказывается замечательная преемст­ венность с прошлым отечественной музы­ кальной культуры. В этом сказывается со­ циальная и нравственная актуальность его деятельности. Просветительство это актив- » ное, темпераментное, лишенное как акаде­ мического высокомерия, так и дешевого популяризаторства. Это осознание своей миссии Художника и Гражданина, видящего смысл существования в служении Искус­ ству и Человеку в их неразрывном единст­ ве. Его опыт покоряет не только масшта­ бами, достигнутыми одним художественны.м коллективом в одном городе. Он являет яр­ кий пример подлинной жертвенности, само­ отдачи, которой так порой не хватает еще многим «жрецам» искусства, приобретаю­ щим вместе с высокими знаниями «небожи- тельскнй» покой и равнодушие. Его опыт настоятельно требует распрос­ транения и повторения. Нашей художест­ венной жизни остро необходимы сегодня фигуры подобного плана, ибо они двигают ее по пути дальнейшего совершенствова­ ния. Его социальная активность порождена самой сутью советского искусства, и знаме­ нитый призыв «Превратим Сибирь в кран высокой культуры!» воплощается им с уди­ вительной последовательностью и эффек­ тивностью. Конечно, все сказанное здесь — лишь са­ мое малое из того, что можно сказать о музыканте и человеке такой судьбы. А итог? Вот он: дело его жизни, его создание жи­ вет, развивается, радует многих, дерево, посаженное им, выросло и дает прекраснее плоды. А что лучшее может быть суждено чело­ веку?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2