Сибирские огни, 1984, № 9

тем чувствовать, что он «откупился» от симфонической музыки. В этой борьбе А. М. Кац пользовался двумя видами «оружия». Один из них— поиск динамичных и эффективных форм общения с публикой, поиск особых слуша­ тельских групп, способных «рекрутировать» в перспективе из своих рядов подлинных любителей серьезной музыки. И второе — строго выверенная репертуарная политика, предполагающая воспитание вкуса аудито­ рии на высоких образцах композиторского творчества прошлого в сочетании с самыми яркими музыкальными достижениями -сегод­ няшнего дня. Он постоянно обращается к молодежной аудитории, отсюда — его многолетнее со­ дружество с новосибирским комсомолом, частые выступления в рабочих аудиториях и районных центрах Новосибирской области. Наконец, он сам стремится сочетать в сво­ ей деятельности функции пропагандиста- лектора и дирижера. Оркестр плодотворно сотрудничает с гу­ манитарным факультетом крупнейшего в городе Новосибирского элетротехнического института. В этом вузе сложились прекрас­ ные традиции эстетического воспитания студентов, созданы яркие исполнительские коллективы (достаточно вспомнить акаде­ мический хор, который не раз выступал партнером оркестра филармонии). Еще в шестидесятые годы здесь проходили «Дни музыки», на одном из которых я услышал знаменательные строчки (их написали поэт И. Фоняков и тогдашний проректор НЭТИ В. Казанский): «Б НЭТИ лирика как фи­ зика — обязательный предмет». Встречи студентов младш«х курсов с симфоническим оркестром стали обязатель­ ной частью обширной программы приобще­ ния будущих инженеров к миру художест­ венной культуры. Вот выдержки из пись­ менных рефератов студентов, написанных после посещения концерта. Они лежат пе­ редо мной, демонстрируя и свежесть воспри­ ятия молодыми людьми новой, а подчас и чуждой им области музыкальной культуры, известную наивность и одновременно ка­ тегоричность суждений, свойственные юно­ сти. Я не знаю имен этих ребят, каждая выдержка в.место подписи заканчивается таинственным для меня обозначением фа­ культета, но облик авторов явственно про­ глядывает сквозь строку -так же, как ат­ мосфера концертного зала, который они посети «Как будто я побыла в другом мире, да­ же физически ощущала волны этой музыки, что было необыкновенно и нереа.льно. Меня поразила тайна мастерства исполнения». «Раньше я не обращал внимания на сим­ фонические произведения. Это посещение изменяло мое отношение. Я слушал музы­ ку и понимал, что она может сделать мно­ гое, что она нужна людям». «С одной стороны, музыка хорошая, но с другой — не могу так долго сидеть и слушать!» «Никогда не думала, -что симфонический оркестр может произвести на меня такое впечатление». «Мне кажется, что сам оркестр — очень дружный и крепкий коллектив. Приятно было смотреть на такого интересного, эру­ дированного, подвижного человека, как Ар­ нольд Кац». «Очень многие вещи «рока» гораздо бо­ лее серьезны, чем классика. Так почему же мне пытаются всучить старую отжившую музыку, которой интересуьотся единицы, вместо новой, наполненной новы.ьл звучани­ ем и темпом, содержащей в себе насущные проблемы современности!» «Музыка, ее исполнение было очень кра­ сиво, здорово. Дирижер Арнольд Кац — настоящий человек искусства: так донести до слушателей музыку может лишь одарен­ ный человек. Концерт понравился не толь­ ко мне, но и всем моим однокурсникам». «Считаю, что ходить в такую даль только для того, чтобы послушать музыку, бес­ смысленно. Ведь не зря же А. С. Попов изобретал радио, в каждой квартире есть телевизор... Я считаю, что лучше почитать дополнительный материал по физике или математике, нежели потерять время на не­ нужный мне концерт. Научиться слушать музыку можно всегда, а вот выучить мате­ матику можно и не успеть». «Концерт по1ьравился, особенно взаимо­ отношения дирижера с публикой и ор­ кестром». «Ничего не понял, но что-то есть!» «Понравился дирижер, он очень ста­ рался!» С сожалением прерываю эту демонстра- . цию мнений, пусть не всегда совпадающих друг с другом, но очень живых, рожденных реальной деятельностью дирижера и оркест­ ра. А самое важное, что высказывали их не только будущие инженеры, но и будущие «взрослые», будущие родители, которым в свое время придется давать следующему поколению определенные художественные ориентиры. Отсюда вытекает истинная цен­ ность — воспитательная и эстетическая — диалога, который ведет А. М. Кац с моло­ дежной аудиторией. Естественно, это не единственная форма общения с публикой. Основу концертной деятельности оркестра составляют абоне­ ментные циклы, задуманные и осуществлен­ ные с большим размахом, привлекающие прекрасных исполнителей и содержащие разнообразные программы. И здесь находит отражение такая особенность А. Каца-музы- канта: по своему дарованию он приверже- . нец музыки эмоционально открытой, драма­ тической,— поэтому самыми интересными и сильными его работами являются симфони­ ческие произведения Чайковского, Танеева, Рахманинова, Брамса, Шостаковича, Ти­ щенко, Онеггера. Его артистический темпе­ рамент великолепно проявляется в блестя­ щих оркестровых партитурах Глинки, Рим­ ского-Корсакова, Р. Штрауса, И. Стравин­ ского, Р. Шедрина. При этом он постоянно стремится утвердить право на собственное прочтение образцов высокой классики — Бетховена, Гайдна, Моцарта. Кроме того, А. М. Кац вывел на концертную эстраду практически все симфонические произведе­ ния композиторов-сибиряков: А. Мурова, Г. Иванова, И. Бершадского, Ю. Юкечева. Диапазон его профессиональных интересов и возможностей огромен и разнообразен. Но как совместить все это в конкретной исполнительской деятельности, чему отдать предпочтение! А. Кац обладает особым чув

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2