Сибирские огни, 1984, № 9
тем чувствовать, что он «откупился» от симфонической музыки. В этой борьбе А. М. Кац пользовался двумя видами «оружия». Один из них— поиск динамичных и эффективных форм общения с публикой, поиск особых слуша тельских групп, способных «рекрутировать» в перспективе из своих рядов подлинных любителей серьезной музыки. И второе — строго выверенная репертуарная политика, предполагающая воспитание вкуса аудито рии на высоких образцах композиторского творчества прошлого в сочетании с самыми яркими музыкальными достижениями -сегод няшнего дня. Он постоянно обращается к молодежной аудитории, отсюда — его многолетнее со дружество с новосибирским комсомолом, частые выступления в рабочих аудиториях и районных центрах Новосибирской области. Наконец, он сам стремится сочетать в сво ей деятельности функции пропагандиста- лектора и дирижера. Оркестр плодотворно сотрудничает с гу манитарным факультетом крупнейшего в городе Новосибирского элетротехнического института. В этом вузе сложились прекрас ные традиции эстетического воспитания студентов, созданы яркие исполнительские коллективы (достаточно вспомнить акаде мический хор, который не раз выступал партнером оркестра филармонии). Еще в шестидесятые годы здесь проходили «Дни музыки», на одном из которых я услышал знаменательные строчки (их написали поэт И. Фоняков и тогдашний проректор НЭТИ В. Казанский): «Б НЭТИ лирика как фи зика — обязательный предмет». Встречи студентов младш«х курсов с симфоническим оркестром стали обязатель ной частью обширной программы приобще ния будущих инженеров к миру художест венной культуры. Вот выдержки из пись менных рефератов студентов, написанных после посещения концерта. Они лежат пе редо мной, демонстрируя и свежесть воспри ятия молодыми людьми новой, а подчас и чуждой им области музыкальной культуры, известную наивность и одновременно ка тегоричность суждений, свойственные юно сти. Я не знаю имен этих ребят, каждая выдержка в.место подписи заканчивается таинственным для меня обозначением фа культета, но облик авторов явственно про глядывает сквозь строку -так же, как ат мосфера концертного зала, который они посети «Как будто я побыла в другом мире, да же физически ощущала волны этой музыки, что было необыкновенно и нереа.льно. Меня поразила тайна мастерства исполнения». «Раньше я не обращал внимания на сим фонические произведения. Это посещение изменяло мое отношение. Я слушал музы ку и понимал, что она может сделать мно гое, что она нужна людям». «С одной стороны, музыка хорошая, но с другой — не могу так долго сидеть и слушать!» «Никогда не думала, -что симфонический оркестр может произвести на меня такое впечатление». «Мне кажется, что сам оркестр — очень дружный и крепкий коллектив. Приятно было смотреть на такого интересного, эру дированного, подвижного человека, как Ар нольд Кац». «Очень многие вещи «рока» гораздо бо лее серьезны, чем классика. Так почему же мне пытаются всучить старую отжившую музыку, которой интересуьотся единицы, вместо новой, наполненной новы.ьл звучани ем и темпом, содержащей в себе насущные проблемы современности!» «Музыка, ее исполнение было очень кра сиво, здорово. Дирижер Арнольд Кац — настоящий человек искусства: так донести до слушателей музыку может лишь одарен ный человек. Концерт понравился не толь ко мне, но и всем моим однокурсникам». «Считаю, что ходить в такую даль только для того, чтобы послушать музыку, бес смысленно. Ведь не зря же А. С. Попов изобретал радио, в каждой квартире есть телевизор... Я считаю, что лучше почитать дополнительный материал по физике или математике, нежели потерять время на не нужный мне концерт. Научиться слушать музыку можно всегда, а вот выучить мате матику можно и не успеть». «Концерт по1ьравился, особенно взаимо отношения дирижера с публикой и ор кестром». «Ничего не понял, но что-то есть!» «Понравился дирижер, он очень ста рался!» С сожалением прерываю эту демонстра- . цию мнений, пусть не всегда совпадающих друг с другом, но очень живых, рожденных реальной деятельностью дирижера и оркест ра. А самое важное, что высказывали их не только будущие инженеры, но и будущие «взрослые», будущие родители, которым в свое время придется давать следующему поколению определенные художественные ориентиры. Отсюда вытекает истинная цен ность — воспитательная и эстетическая — диалога, который ведет А. М. Кац с моло дежной аудиторией. Естественно, это не единственная форма общения с публикой. Основу концертной деятельности оркестра составляют абоне ментные циклы, задуманные и осуществлен ные с большим размахом, привлекающие прекрасных исполнителей и содержащие разнообразные программы. И здесь находит отражение такая особенность А. Каца-музы- канта: по своему дарованию он приверже- . нец музыки эмоционально открытой, драма тической,— поэтому самыми интересными и сильными его работами являются симфони ческие произведения Чайковского, Танеева, Рахманинова, Брамса, Шостаковича, Ти щенко, Онеггера. Его артистический темпе рамент великолепно проявляется в блестя щих оркестровых партитурах Глинки, Рим ского-Корсакова, Р. Штрауса, И. Стравин ского, Р. Шедрина. При этом он постоянно стремится утвердить право на собственное прочтение образцов высокой классики — Бетховена, Гайдна, Моцарта. Кроме того, А. М. Кац вывел на концертную эстраду практически все симфонические произведе ния композиторов-сибиряков: А. Мурова, Г. Иванова, И. Бершадского, Ю. Юкечева. Диапазон его профессиональных интересов и возможностей огромен и разнообразен. Но как совместить все это в конкретной исполнительской деятельности, чему отдать предпочтение! А. Кац обладает особым чув
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2