Сибирские огни, 1984, № 9
зыкантов. и каждый из ‘них' заслуживает добрых ёлов, но особенно хочется сказать о лидерах, творческих величинах, поддер живающих традиции коллектива. Это — работающий со дня основания оркестра гобоист, заслуженный артист РСФСР Е. Фе дорой, нынешний концертмейстер оркестра . М. Турич, заслуженный артист РСФСР тру бач В. Горохов, скрипачи Л. Поляк, Б. Ва сильев, альтисты Е. Кержнер и М. Блам, виолончелисты Е. Нилов, Р. Зубатова. Да простятся мне пассивные перечисления, но сам А. Кац во время наших бесед подчер кивал свою творческую и человеческую связь с музыкантами и просил писать не о нем, а об оркестре. Контрабасисты О. Була тов и лауреат Всероссийского конкурса В. Буч, флейтист В. РазмахНин и кларне тист В. Янковский, тромбонист А Губерман и литаврист В. Сурначев, арфистка Н. Пок ровская — все эти музыканты, вместе с уже названными и не названными, могут ока зать честь любому высокопрофессионально му коллективу. Конечно, каждый из них по- своему одарен, но высокое мастерство при шло к ним в оркестре. И это также один из главных результатов деятельности главного дирижера, сделавшего оркестр школой истинного мастерства. Творческая работа, без сомнения, очень важная сторона жизни коллектива, его истории. Но есть и другая, не менее важ ная, а в условиях Сибири имеющая особое значение. Необходимо было не только най ти музыкантов, научить их, сплотить, но и создать по-насгоящему благоприятные ус ловия для'их труда и быта. А М, Кац соз дал целую систему социального управления оркестром, основанную на особом «режи.ме благоприятствования». При поддержке пар тийных и советских организаций ему уда лось практически с первых лет существова ния оркестра решить многие бытовые проб лемы. Он главный ходатай по всем делам своих музыкантов. А осуществляет это Ар нольд Михайлович с присущими ему страстью, темпераментом и целеустрем ленностью. Не секрет, ему удается организовать уди вительно интересные и ответственные гас трольные поездки коллектива по стране. Благодаря его энергии и инициативе ново- оибирцы становятся участниками многих , важных художественных мероприятий, та ких, к примеру, как фестиваль «Московские звезды». Высокий художественный уровень исполнительского искусства в сочетании с отличной организацией творческой жизни оркестра привлекают внимание зарубежных гастролеров, лучших советских испол нителей. Вот несколько высказываний иностранных музыкантов, которые вряд ли можно рас ценивать как простую вежливость. Карл Этш, дирижер из Австрии: «Я поражен, я совершенно не ожидал встретить коллектиб подобной исполнительской культуры, подоб ного совершенства коллективной игры и мастерства отдельных музыкантов». Амери канец Марк Старр; «Я просто не мог себе представить, что в Сибири может быть ор кестр с таким звучанием, такой техникой и таки.м чутким отношение.м к дирижеру». Итальянский дирижер Пьерлуиджи- Урби- но: «Оркестр из Новосибирска — прекрас ный, яркий оркестр». , Когда я задаю маэстро вопрос о то.м, где он приобрел этот удивительный опыт орга низации творческой и социальной жизни коллектива, кто его учил этому, то он от вечает мне обезоруживающе просто: «У ме ня не было выхода. И это мне помогло. Я ничего не понимал в финансовой механике дела, а это оказалось не менее важным чем проникновение в мир музыки»,— продол жает он. «Я учился у директора филармонии В. А. Кузнецова. Я ему честно признался, что ничего не понимаю в этих «дебетах-кре дитах», и он мне все объяснил. Но, с дру гой стороны, я пытался ему объяснить серьезность того, что я собираюсь делать, потому что первым его побуждением было разделить оркестр, состоящий из пятидеся ти человек, на две части и таким образом выполнять план, против чего я категориче ски протестовал!» Таковы были первые ша ги этой учебы, неизбежно приводящие к обострению традиционного в деятельности большинства концертных организаций про тиворечия между коммерческими и творче скими интересами. Это был нелегкий путь познания, путь острых конфликтов, но он привел, в конце концов, к выработке ‘соб ственной позитивной программы. Одну часть этой программы я уже . по старался описать, когда речь шла о твор ческой атмосфере в коллективе. Вторую же, неотъемлемую от нее, обозначить можно так всю свою творческую деятельность, деятельность оркестра главный дирижер не мыслит без направленности на публику. На первый взгляд, истина эта банальна — ну кто же мыслит концертную работу без слушателя? Но в то же время разве мало воруг дирижеров, которые достаточно спо койно относятся к огромным пространствам зала, заполненного пустыми креслами? Да и мотивировка- у них вроде бы убедитель ная: «Не ходят теперь на симфонические концерты...» А. М. Кац не просто пережи вает малолюдство в зале, он его не прием лет, он прямо-таки не может выступать в полупустом зале. И дело здесь не в артис- * тическом тщеславии, а в особой активной позиции большого музыканта по отношению к собственному труду, труду своего ’ кол лектива. Отсутствие аудитории для него равно значно поражению Искусства, провалу не только его собственных усилий, но оркест ра, напрасно затраченным средствам и тру ду. Сам факт, что эстетические и нравствен ные ценности остаются «невостребованны ми», непознанными, он рассматривает как огромную потерю в воспитании человека, прежде всего молодого гражданина. По этому с первых дней жизни оркестра он начинает тяжелую, подчас изнурительную, но честную и благородную по сути «борьбу за публику». Еще раз подчеркну — речь идет не о коммерческой стороне дела. Его глубоко унижает и возмущает, когда сим фонические абонементы сбываются работ никами филармонии в «нагрузку» к дефи цитным билетам на концерты звезд эстра ды или популярных артистов кино. Абоне менты в конце концов продаются, но это не всегда гарантирует аншлаг. Увы, сегодня иной зритель не идет на концерт, но готов заплатить своего рода «эстетический на лог» в виде приобретенного симфоническо го абонемента, который дает ему право за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2