Сибирские огни, 1984, № 9

зыкантов. и каждый из ‘них' заслуживает добрых ёлов, но особенно хочется сказать о лидерах, творческих величинах, поддер­ живающих традиции коллектива. Это — работающий со дня основания оркестра гобоист, заслуженный артист РСФСР Е. Фе­ дорой, нынешний концертмейстер оркестра . М. Турич, заслуженный артист РСФСР тру­ бач В. Горохов, скрипачи Л. Поляк, Б. Ва­ сильев, альтисты Е. Кержнер и М. Блам, виолончелисты Е. Нилов, Р. Зубатова. Да простятся мне пассивные перечисления, но сам А. Кац во время наших бесед подчер­ кивал свою творческую и человеческую связь с музыкантами и просил писать не о нем, а об оркестре. Контрабасисты О. Була­ тов и лауреат Всероссийского конкурса В. Буч, флейтист В. РазмахНин и кларне­ тист В. Янковский, тромбонист А Губерман и литаврист В. Сурначев, арфистка Н. Пок­ ровская — все эти музыканты, вместе с уже названными и не названными, могут ока­ зать честь любому высокопрофессионально­ му коллективу. Конечно, каждый из них по- своему одарен, но высокое мастерство при­ шло к ним в оркестре. И это также один из главных результатов деятельности главного дирижера, сделавшего оркестр школой истинного мастерства. Творческая работа, без сомнения, очень важная сторона жизни коллектива, его истории. Но есть и другая, не менее важ­ ная, а в условиях Сибири имеющая особое значение. Необходимо было не только най­ ти музыкантов, научить их, сплотить, но и создать по-насгоящему благоприятные ус­ ловия для'их труда и быта. А М, Кац соз­ дал целую систему социального управления оркестром, основанную на особом «режи.ме благоприятствования». При поддержке пар­ тийных и советских организаций ему уда­ лось практически с первых лет существова­ ния оркестра решить многие бытовые проб­ лемы. Он главный ходатай по всем делам своих музыкантов. А осуществляет это Ар­ нольд Михайлович с присущими ему страстью, темпераментом и целеустрем­ ленностью. Не секрет, ему удается организовать уди­ вительно интересные и ответственные гас­ трольные поездки коллектива по стране. Благодаря его энергии и инициативе ново- оибирцы становятся участниками многих , важных художественных мероприятий, та­ ких, к примеру, как фестиваль «Московские звезды». Высокий художественный уровень исполнительского искусства в сочетании с отличной организацией творческой жизни оркестра привлекают внимание зарубежных гастролеров, лучших советских испол­ нителей. Вот несколько высказываний иностранных музыкантов, которые вряд ли можно рас­ ценивать как простую вежливость. Карл Этш, дирижер из Австрии: «Я поражен, я совершенно не ожидал встретить коллектиб подобной исполнительской культуры, подоб­ ного совершенства коллективной игры и мастерства отдельных музыкантов». Амери­ канец Марк Старр; «Я просто не мог себе представить, что в Сибири может быть ор­ кестр с таким звучанием, такой техникой и таки.м чутким отношение.м к дирижеру». Итальянский дирижер Пьерлуиджи- Урби- но: «Оркестр из Новосибирска — прекрас­ ный, яркий оркестр». , Когда я задаю маэстро вопрос о то.м, где он приобрел этот удивительный опыт орга­ низации творческой и социальной жизни коллектива, кто его учил этому, то он от­ вечает мне обезоруживающе просто: «У ме­ ня не было выхода. И это мне помогло. Я ничего не понимал в финансовой механике дела, а это оказалось не менее важным чем проникновение в мир музыки»,— продол­ жает он. «Я учился у директора филармонии В. А. Кузнецова. Я ему честно признался, что ничего не понимаю в этих «дебетах-кре­ дитах», и он мне все объяснил. Но, с дру­ гой стороны, я пытался ему объяснить серьезность того, что я собираюсь делать, потому что первым его побуждением было разделить оркестр, состоящий из пятидеся­ ти человек, на две части и таким образом выполнять план, против чего я категориче­ ски протестовал!» Таковы были первые ша­ ги этой учебы, неизбежно приводящие к обострению традиционного в деятельности большинства концертных организаций про­ тиворечия между коммерческими и творче­ скими интересами. Это был нелегкий путь познания, путь острых конфликтов, но он привел, в конце концов, к выработке ‘соб­ ственной позитивной программы. Одну часть этой программы я уже . по­ старался описать, когда речь шла о твор­ ческой атмосфере в коллективе. Вторую же, неотъемлемую от нее, обозначить можно так всю свою творческую деятельность, деятельность оркестра главный дирижер не мыслит без направленности на публику. На первый взгляд, истина эта банальна — ну кто же мыслит концертную работу без слушателя? Но в то же время разве мало воруг дирижеров, которые достаточно спо­ койно относятся к огромным пространствам зала, заполненного пустыми креслами? Да и мотивировка- у них вроде бы убедитель­ ная: «Не ходят теперь на симфонические концерты...» А. М. Кац не просто пережи­ вает малолюдство в зале, он его не прием­ лет, он прямо-таки не может выступать в полупустом зале. И дело здесь не в артис- * тическом тщеславии, а в особой активной позиции большого музыканта по отношению к собственному труду, труду своего ’ кол­ лектива. Отсутствие аудитории для него равно­ значно поражению Искусства, провалу не только его собственных усилий, но оркест­ ра, напрасно затраченным средствам и тру­ ду. Сам факт, что эстетические и нравствен­ ные ценности остаются «невостребованны­ ми», непознанными, он рассматривает как огромную потерю в воспитании человека, прежде всего молодого гражданина. По­ этому с первых дней жизни оркестра он начинает тяжелую, подчас изнурительную, но честную и благородную по сути «борьбу за публику». Еще раз подчеркну — речь идет не о коммерческой стороне дела. Его глубоко унижает и возмущает, когда сим­ фонические абонементы сбываются работ­ никами филармонии в «нагрузку» к дефи­ цитным билетам на концерты звезд эстра­ ды или популярных артистов кино. Абоне­ менты в конце концов продаются, но это не всегда гарантирует аншлаг. Увы, сегодня иной зритель не идет на концерт, но готов заплатить своего рода «эстетический на­ лог» в виде приобретенного симфоническо­ го абонемента, который дает ему право за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2