Сибирские огни, 1984, № 9
филармонии, носяьцей имя Д . Д . Шостако вича. Редчайший феномен народного ар тиста Е. А. Мравинского— сорок с лишним лет за дирижерским пультом, на посту главного дирижера,— сегодня дает А. М. Ка цу возможность говорить о приближении к подобному опыту. Опыту совместного твор чества на большом отрезке времени. Оркестр Новосибирской филармонии соз давался благодаря усилиям многих и мно гих людей. Среди тех, кто оказал особую помощь и самому дирижеру, и молодому коллективу, Арнольд Михайлович с особым чувством называет «мя одного из тогдаш них руководителей области Е. К. Лигачева, ныне секретаря ЦК КПСС, проявившего большой интерес к оркестру. Представителями первого поколения в оркестре были молодые музыканты, выпуск ники вузов Москвы, Ленинграда, Еревана, Минска, Киева и других городов страны. Своего рода «сборная» Союза. Ничего не обычного в этом не было. В распределении музыкальных кадров к концу первого пос левоенного десятилетия сложилась пример но такая же практика, как с кадрами науч ными. А появление нового исполнительско го коллектива в Сибири позволило части музыкантов в поисках перспективы связать свою судьбу именно с ним. Через несколько лет начинается естественный отток, и, быть может, в это время перед молодым руко водителем впервые стала проблема стабиль ности состава, воспитания таких музыкан тов, которые осознали бы особую ситуацию работы в оркестре, по своему возрасту, со циальному статусу, творческой манере от личающемуся от других коллективов. Упомянем здесь еще об одном факторе музыкальной жизни Новосибирска: в один год с оркестром была организована первая в Сибири консерватория. Сам дирижер, оценивая роль сибирского музыкального вуза в первые годы существования оркестра, выделяет такие обстоятельства: появление в городе ряда интересных музыкантов-ис- полнителей, выступавших вместе с оркест ром, наличие большого слоя высококвали фицированной публики — педагогов и сту дентов консерватории, что создавало для оркестра и дирижера особую меру худо жественной ответственности. Но существовала и третья особенность, ставшая решающей в судьбе оркестра. С середины 60-х годов консерватория — основной «поставщик» кадров для оркестра. Да и для самого А. Каца она становилась с каждым годом все ближе. От рядового преподавателя, ведущего дирижерскую практику студентов факультета народных инструментов, он приходит к руководству классом симфонического дирижирования, где готовит на протяжении десятилетия целую группу молодых дирижеров, успешно работающих теперь в разных городах стра ны. Это — народный артист Латвийской ССР В. Синайский, завоевавший первую премию на Международном конкурсе Г. Караяна в Западном Берлине, главный дирижер Крас ноярского театра оперы и балета В. Ко валенко, главный дирижер прославленного оркестра русских народных инструментов им. Андреева в Ленинграде В. Попов, ру ководитель Новосибирского камерного хо ра, наш земляк Б. Певзнер... В Московском камерном хоре работает дирижером В. Се- менюк, в Бурятии — Валерий Галсанов, бо лее молодые — О. Бураков в Свердловске, А. Блинов в Красноярске, Е. Шестаков во Владивостоке, только что закончивший кон серваторию Л. Вольф — в Челябинске. И это неполный список. Однако речь шла не только о дирижерах. Сегодня в коллективе Новосибирского ака демического оркестра примерно 90 процен тов музыкантов — выпускники Новоси бирской консерватории. Это не просто внешний показатель. Это то, что можно на звать кадровой, социальной политикой, и то, что во многом определяет творческое’и организационное лицо оркестра. Почувство вав тревожный момент смены поколений, главный дирижер выбирает для устранения этой ситуации особый и во многом риско ванный путь. Он отказывается от практики приглашения в оркестр музыкантов из дру гих городов. При этом (тут и заключался риск!) он сознательно идет на то, чтобы на какое-то время лишить оркестр музыкан тов О'чень высокой профессиональной под готовки, гарантируемой выпускникам луч ших музыкальных вузов страны. В оркестре продолжают трудиться ветераны, решившие^ навсегда связать свою судьбу с Новосибир ском, но преимущественно ставка делается на выпускников Новосибирской консервато рии. В одной из наших бесед мы пришли к такой формуле: «некоторая потеря в ка честве, но приобретение социальной и пси хологической стабильности». Вопрос качества — вопрос особый. Ибо А. Кац не просто берет в оркестр местны музыкантов, а ' начинает кропотливую и целеустремленную их подготовку в студен ческом симфоническом оркестре консерва тории. Он затевает эксперимент, не преду смотренный никакими учебными плана ми,— создает студенческому оркестру ре жим работы, приближающийся к режиму профессионального коллектива. Резко воз растают нагрузки, начинается психологиче ская перестройка молодых музыкантов, ко торые не готовы для работы в оркестре и воспринимают ее как жизненную неудачу солиста. Студенческий оркестр готовит не две, положенные по плану, программы в год, а значительно, больше. Накапливаются репертуар, навыки концертной деятельно сти. Лучших же он приглашает уже со сту денческой скамьи в оркестр, осуществляя на практике принцип связи обучения с жизнью. Так возникает особый сплав опы та, мастерства и молодости, энтузиазма. Наконец очень важно, что студент сразу включается в социальные и психологические проблемы производства. Нередко рядом в .оркестре сидят преподаватель консервато рии и его студент. И вот уже вместе с за служенным артистом РСФСР В. Лузиным «грает его ученик — лауреат Всероссийско го конкурса А. Гурьянов, с заслуженным артистом РСФСР М. Косицыным — В. Со колов,. лауреат Всесоюзного и Всероссий ского конкурсов. Безвременно ушел из жиз ни концертмейстер оркестра Е. Шустин, первым удостоенный звания заслуженного артиста республики среди своих товарищей. Но сегодня в оркестре работает его сын А. Шустин — второй концертмейстер груп- пы первых скрипок, лауреат Международ- ного конкурса. В оркестре сегодня работают десятки му
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2