Сибирские огни, 1984, № 9
сюлечки». Ударник показывает заготовлен ный набор инструментов. Оживление в ор кестре, каждый считает своим долгом про комментировать необычный вид инструмен тов. «Великолепно»,— говорит солист. Не обходимая пауза, необходимая разрядка, и вот уже оркестр пускается в свой тяжелый путь с «висюлечками», чуть-чуть отдохнув ший, по-прежнему объединенный общей целью — сыграть произведение до конца. — Вот здесь двадцать четвертая ььифра, почему вы не играете? Вы заканчиваете перед двадцать шестой цифрой. Тромбоны! Все то же самое. Медленно! Вступает в диалог солист, у которого есть свои претензии к оркестру. — Да мы это сделаем, но позже, сейчас нельзя... Снова звучит музыка. — Опять не вышло. Внимание, я пока зываю каждую цифру. Сейчас играем без рояля. Цифра двадцать четыре. Вступление ясное, пианиссимо. Играйте! Звучит музыка. — Двадцать пятая цифра, ударники, двадцать пятая цифра!! Ударники, которые уже сочли себя сво- * бодными, бегут к своим местам. Очередная разрядка: все веселятся, все довольны. Сейчас может последовать монолог о дис циплине. Но нет, на этот раз обошлось. По сути, на этой репетиции идет коллек тивное обсуждение будущего исполнения произведения, представляющего немалые трудности. Партитура здесь дает каждой группе инструментов относительную свободу самовыражения в границах, очерченных ав тором, поэтому в целом ряде мест задача ди рижера заключается не столько в том, что бы следить за правильностью текста, сколь ко в том, чтобы управлять общим процес сом звукоизъявления. ...Оркестр медленно подходит к рубежу 26-й цифры. — Вот здесь и началось,— говорит маэстро.— Пошли! Туба! Вместо звучания тубы раздается громкое чихание. Опять разрядка. Половина ор кестра потешается, половина не обращает внимания. Это необходимый оркестрант ский фольклор. Снова и снова дирижер поднимает па лочку, снова и снова оркестр пытается пре одолеть трудности партитуры. Пианист в этой работе не участвует, вы учил свою партию и теперь терпеливо ждет, когда же оркестр будет готов к совместно му музицированию. А между тем движение оркестра привело уже к 36-й цифре. — меня есть еще одна минута для повторения этого эпизода. (В действитель ности, на часах без одной минуты два). Это, конечно, некоторая бравада,— эпизод идет больше минуты,— но никто не возра жает, все готовы довести до конца начатое дело, и оркестр, повинуясь своему руково- . дителю, еще раз проходит трудное место. — Приготовьились, 25-я цифра, играем •пац-па-пам, па-пам! Этот, почти стенографический, отчет с ленты магнитофона очень показателен для _гворческой, деловой и чрезвычайно продук- тивной атмосферы, существующей в ор кестре. Легко ли ее создать, типична ли она? Мне приходилось бывать на репетициях оркестров, где взаимоотношения дирижера и коллектива были похожи на взаимоотно шения людей, вызвавших друг друга на дуэль и ждущих знака, чтобы спустить ку рок или взмахнуть шпагой... Мне приходи лось наблюдать репетиции, где взаимоот ношения дирижера и оркестра были пре дельно накалены на почве профессиональ ного «несмыкания», когда консервативно настроенным музыкантам не хотелось иг рать новую музыку, за которую ратовал дирижер, и они делали все возможное, что бы продемонстрировать свое нежелание... .Мне приходилось видеть репетицьии, где ди рижер в качестве основного средства про фессионального воздействия и общения с оркестром выбирал слово и мучил оркест рантов настоящими лекциями по истории и теории музыкального искусства, потрясая эрудицией, которой мог позавидовать про фессиональный музыковед. Музыканты уми рали от скуки, не потому, что не ценили эти знания или были равнодушны к уче ности, а просто оттого, что нарушалась за- подведь оркестровой жизни — больше по казывать, нежели объяснять. Б^^ла ли лишена этих издержек многолет няя история новосибирского оркестра? Ра зумеется, нет. Да и сегодня возникает не мало больших и малых проблем, подчас конфликтов. Но природа и суть их сегодня совершенно иная, потому что за четверть с лишним века работы Арнольд Кац сумел воплотить в жизнь не только свою мечту, но и мечту многих дирижеров — он создал коллектив единомышленников, объединен ных общностью творческой идеи, творческой - задачи. Коллектив, где есть свои традиции, свои нормы общения, свои мифы и легенды, есгь свои внутренние и внешние авторите ты, «базовые точки», на которые можно всегда ориентировать нового человека. Та кое состояние достигается путем сов.местно- го, параллельного роста дирижера и ор кестра. И не случайно, впрямую можно со отнести вехи биографии оркестра и его художественного руководителя, В 1961 году оркестр становится облада телем первой премии на. Всероссийском смотре-конкурсе симфонических оркестров, через шесть лет — первая премия на Все союзном конкурсе, музыкальных и театраль ных коллективов, посвященном 60-летяю Великой Октябрьской революции, а за два года до этого еще одна победа на Всерос сийском конкурсе. В 1970 году — первые зарубежные гастроли'в Болгарии, в 1978 — гастроли в Италии, в 1981 году — в Фин ляндии, в 1982 году снова в , Италии. В 1982 году оркестру присваивается высокое звание «академический». Арнольд Михай лович Кац в 1970 году получает звание за служенного деятеля искусств РСФСР, через десять лет звание народного артиста РСФСР, звание профессора. Еще раз напомню, что за эти годы в ор кестре, по словам самого А. М. Каца, сме нилось три поколения музыкантов. И в этой динамике, помимо других причин, сказались постижение механизма руководства, созда ние собственной концепции оркестра Кацем. Идеалом для него всегда был Академиче ский симфонический оркестр .Ленинград:кой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2