Сибирские огни, 1984, № 9
батывать на жизнь, но маловероятно, что какой-нибудь оркестр сам станет искать его услуг. И хорошо, что это так, ибо толь ко теперь и начинается его ученичество. Только что полученный диплом дирижера — это то же, что первые права на вождение машины. Лучше не выезжать на большую дорогу, не приобретя достаточного опыта». А. Кац не был тогда еще таким страст ным автомобилистом, как теперь. Но совет Ш, Мюнша был им интуитивно услышан и осознан. Действительно, нет дирижера без оркестра, и в поисках своего оркестра он может отправиться на «край земли». Первой точкой на самостоятельном пути молодого дирижера становится город Орд жоникидзе. Здесь, в Северной Осетии, он — дирижер симфонического оркестра и худо жественный руководитель оперного ансамб ля республиканской филармонии. Надо сказать, что и.ченно двуединство, заклю ченное в квалификации дирижера, дает Ка цу возможность выбора; или театр, или оркестр. Оркестр, разумеется, есть и там и там, но в одном случае это оркестр, что на зывается, в чистом виде, а в другом — с хором, солистами, балетом. А. Кац выбирает симфонический оркестр. Этот выбор становится определяющим. Хо тя позже он не сторонится работы с музы кальным театром, но тем не менее предпо читает остаться «наедине с оркестром». По этому время поиска своего собственного коллектива растягивается еще на несколь ко лет. Сначала было верно угадано направ- ’ ление — на восток, в Сибирь. Вспомним, что середина пятидесятых годов, по сути со времени .освоения целины, была окрашена в первопроходческие тона. Словосочетания «восточные районы», «Сибирь», «целина», «.Ангара», «Усть-Илим»— звучали как сино нимы романтического порыва, края, где каждый мог проявить себя, а главное — осуществить здесь свою гражданскую миссию. Первым этапом в этом движении для А. Каца стала работа с Томским симфони ческим оркестром, где в тридцать лет он становится главным дирижером. Впервые ощущает он особую ответственность перед людьми, начинает постигать «диалектику ду ши» и сознания руководителя большого че ловеческого коллектива. Работа с томичами стала первой ступенью освоения сибирской целины, имя которой —«профессиональная симфоническая культура», а можно сказать и шире — «музыкальная профессиональная культура». Через два года проходит исторический XX съезд партии, разработавший стратегию и тактику освоения и развития экономиче ского и духовного потенциала восточных' регионов. Центр преобразований в Запад ной Сибири перемещается в Новосибирск, где в те, ныне легендарные годы начинает созидаться научный городок Сибирского от деления Академии наук СССР. Удивитель но синхронно тогда решались проблемы ду ховной культуры Западной Сибири. Рядом с дюжиной научных академических инсти тутов, которые позже стимулировали раз витие целого экспериментального производ ственного пояса вокруг Академгородка, росли «одногодки» сибирского научного центра: Новосибирская консерватория, сим фонический оркестр Новосибирской филар монии. Чуть позже в городе возникает еще один творческий коллектив, отпочко - 1 вавшийся от Новосибирского театра оперы и балета— Новосибирский театр музыкаль-' ной комедии. Для руководства новым симфоническим оркестром в Новосибирск был приглашен- молодой дирижер из Томска, уже отличив шийся к тому времени как лауреат смотра молодых дирижеров в Москве,— А. М. Кац. ...Репетиционное время — особое. Пуст концертный зал, на креслах лежат пальто « куртки оркестрантов, раскрытые футляры с инструментами: их хозяева эасположились на своих рабочих местах на сцене. В зале пусто, только в боковой ложе виднеются лица трех-четырех молодых людей, учени ков А. М. Каца по консерватории. Это их пост, здесь они отбывают важнейшую из повинностей и обязанностей учеников - - наб людают за работой мастера и учителя. Быть может, кому-то из них придется вско ре подняться на место дирижера и попро бовать себя пусть в несложной, но вполне самостоятельной программе. Итак, репетиция. Это производство, это священная обязанность, которая регулирует ся как сверху — дирижером, ведущим ее, так и снизу —- цехкомом, который стоит на страже интересов музыкантов, заботясь о выполнении всех сторон «трудового согла шения». Репетиция — это не единое целое, а несколько отрезков, именуемых на языке оркестрантов выражением «заезд», взятым как бы напрокат из практики скачек. Каж дый из них посвящен какому-то разделу программы будущего концерта. Итак, с де сяти до двух, шесть раз в неделю, плюс вечерние и дневные концерты, записи на телевидении, радио, на грамзапись, гастро ли — вот ритм жизни оркестра и его руко водителя. И все-таки именно репетиция в большей степени, чем какой-либо другой компонент, является основной формой существования музыкантов. Репетиция — это общение внутри коллектива и с исполнителями, при ехавшими играть с оркестром. Во время ре петиции осваивают творческие задачи, об мениваются информацией о самых проза ических и самых фантастических событиях. Репетиция — это становление коллектива, это его облик и облик того, кто им руко водит. ...И вот рядовая репетиция, время кото рой подходит к концу. Я сижу в зале, в на дежде, что сейчас она закончится, и мне удастся взять у маэстро небольшое интер вью. Для непосвященного процесс репети ции может оказаться странным, непонят ным, даже ненужным. Действительно, ни какой поэзии — сплошная проза, необходи мая музыкантская рутина — всего лишь попытка сыграть тот или иной фрагмент вместе, а также ошибки, повторы, опять ошибки, и опять повторы. Переговоры с му зыкантами, с солистом — они ведутся с «пульта управления» репетицией — дири жерского пульта, за которым стоит А. М. Кац. Тут своя лексика, тер.минология, свои законы производства. Вот сложное место, и пианист-солист обращается к ди рижеру; «Сейчас должны вступить эти «ви-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2