Сибирские огни, 1984, № 9
но впитывала достижения миров 10 й дири жерской культуры: буквально до самой войны в Ленинградской филармонии су ществовала практика приглашения на дли тельные гастроли крупнейших дирижеров с мировым именем. Под влиянием этого ш совокупного опыта формировались принци- V пы будущей школы, ставшей в послевоен ное время ведущей. Здесь уместно сказать, что обучение ди рижированию— процесс, который вряд ли можно сравнить с постижением любой дру гой музыкантской профессии. Это, во-пер вых, обучение культуре работы с первоис точником — партитурой, умению увидеть и услышать в хитросплетении музыкальных линий и символов тот логический, конструк тивный смысл, без которого не может су ществовать ни одно из искусств, и тем бо лее такое, на первый взгляд, стихийное, как музыка. Но есть и другая сторона, ко торая существенно отличает дирижерскую специальность,— это поиск путей воздей ствия на коллективный дух оркестра, пу тей преобразования логически-конструктив- ных импульсов в процесс коллективного ^ творчества. Эту способность — рождать за- ч разительную эмоциональную коммуника цию — можно получить от природы, но есть и понятие техники, без которой не может быть дирижера. Наберитесь мужества и терпения и, если вы никогда не были на концерте или ре петиции симфонического оркестра,— при дите туда. Вы окунетесь в особый мир, осо бую социокультурную атмосферу, не срав нимую с атмосферой оперного театра, ни тем более эстрадного концерта. Когда в хаосе звуков настраиваемых инструментов раздастся звук гобоя и все музыканты по степенно утихомирятся, на сцену выходит дирижер. Раскланявшись с публикой, он оборачивается к ней спиной ( обычай, су ществующий немногим больше сотни лет), и сейчас же мы становимся свидетелями рождения необычайного контакта, своеоб разного коллективного музицирования, где, конечно, каждый из участников может быть совершенно изолирован, как в автономном полете, но этот контакт может быть пря мым и непосредственным. И осуществля ется он при помощи древнейшей традиции выражения руками, телом эмоционального состояния. Как будто некий ритуальный танец совершает дирижер. У древних гре ков это называлось «хейрономия», позже европейцы как обязательный элемент вве ли г процедуру управления хором или ан самблем инструментов обязанность «отби вать такт», то есть задавать всем участни кам общие ритм и скорость движения. Сло во «отбивать» надо понимать буквально. Ибо дирижеры первого поколения при по мощи большой палицы (баттуты), мерно ударяя ею но полу, тем самым подчеркива ли необходимость верных акцентов и дви жения. Говорят, что один из первых зачи нателей этой профессии Жан-Батист Люл ли, прошедший блистательный путь от без вестного мальчика при королевской кухне до руководителя оркестра «Двадцать четы ре скрипки короля» Людовика XIV, уда ром баттуты ранил себе ногу и скончался от ^ заражения крови... I Ну а сегодня дирижерская палочка, зна чительно уменьшившись в размерах, как бы и Скбарски* агаи М 9 продлевает человеческую руку, пальцы и служит вместе с ними средством для управ ления коллективным музицированием, ин струментом для плетения в воздухе зага дочных орнаментов, выражающих эмоцио нальное состояние дирижера и должных служить своеобразным кодом при его об щении с оркестрантами. Особую роль Мусин придавал элементу, обозначаемому дирижерской терминологией как «мануальная техника», то есть выраже нию при помощи рук основного смысла и ха рактера звучащей музыки. Вот что пишет он в книге «Техника дирижирования»: «...Едва ли в каком другом виде музыкального ис полнительства техническая сторона искус ства привлекает такое внимание слушате лей, как мануальная техника. Именно по движениям, внешней стороне дирижирова ния не только специалисты, но и рядовые слушатели пытаются оценить искусство' ди рижера, делают его объектом своей крити ки. Вряд ли какой-нибудь слушатель, уходя с концерта пианиста или скрипача, станет обсуждать движения этого исполнителя... Движения же дирижера приковывают к себе взор... Естественно, что изобразитель ная выразительность его Движений, воздей ствуя на исполнителей, оказывает извест ное воздействие и на слушателей». Школа Мусина относилась к этому важ ному компоненту дирижерской деятельно сти с позиций здорового реализма. Дирижер ский жест должен быть ясным и понятным, но сама пластика должна быть эстетичной, красивой. Вот откуда у Каца четкость и ясность дирижерского аппарата, красота движения, которая заставляет нас любо ваться этой своеобразной гимнастикой ду ши, переданной через руки. Вот откуда у учеников Каца красивый, понятный и ясный жест. Но жесд' не только красив — он точен, сама стать дирижера, его позиция — она полна определенности, мужественности, она — энергия, нежность, порыв, мечта. Может быть, поэтому оркестранты, кото рые издавна являются самыми строгими судьями и оппонентами -тех, кто ими руко водит (вспомним, что практически каждый второй дирижер — это бывший оркест рант),— любят такие руки, как у Каца. Здесь же, в стенах первой русской кон серватории, воспитывалась у будущего главного дирижера прочная привязанность- к традициям, привязанность к тому, что стало потом основой всей художественной деятельности его — любовь к отечественной симфонической классике — к произведениям Тлинки, Чайковского, Рахманинова, Тане ева, создавался прочный фундамент музы кантского знания, основанный на глубоком понимании, на любви к симфоническим партитурам великой венской триады симфо нистов — Гайдн, Моцарт, Бетховен. Здесь же развивался и рос интерес к музыке но вой, в первую очередь к творчеству велико го мастера— Дмитрия Шостаковича. Третий диплом был получен в 1951 году. •А. М. Кацу присваивается квалификация оперного и симфонического дирижера. Ему 27 лет, перед ним отрезок жизненного пу ти, который можно охарактеризовать как романтический — «годы странствий». Об этом рубежном периоде Ш. Мюнш пи шет: «И вот наступает день, когда студент покидает консерваторию. Он должен зара
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2