Сибирские огни, 1984, № 9
культете — и в самые тяжелые годы страна старалась по возможности сохранить худо жественные таланты, развивать их таким образом, чтобы они могли принести ей пользу и в дальнейшем. И вот дирижерский факультет закончен. Молодой капельмейстер в группу советских войск в Германии попадает в тот период, когда потребность в военных дирижерах стала менее значительной. В эти годы и сам А. Кац, и кто-либо другой вряд ли могли предположить, что через десять лет судьба забросит его далеко в Сибирь, где начнется совершенно новый период его жизни и творческой деятельно сти. И вряд ли он тогда осознавал, что в крае, которому он посвятит свой талант, начинается интереснейший процесс станов ления и ^развития музыкальной культуры, связанный с деятельностью музыкантов, эвакуированных в Новосибирск и Томск из Ленинграда. Удивительное совпадение; сложные маршруты военного времени ме нявшей «дислокацию» консерватории вели Каца по пути во Фрунзе через Новосибирск. И здесь, по его выражению, «нас пригрел Мравинский». Зероятно, здесь «сработала» случай ность, но сегодня дирижер с особым уважением говориу о феномене оркестра Мравинского, работавшего на протяжении полувека под управлением одного дириже ра, оркестра, который является для него эталоном' мастерства, отношения к делу, творческого коллектива, существующего как коллектив единомышленников. По-видимому, молодому музыканту тог да мало говорил факт появления через, не сколько дней после Победы нового театра оперы и балета в Новосибирске, деятель ность которого имела значение не только для развития оперного и балетного искус ства в Сибири, но и для становления и раз вития аудитории, способной воспринимать симфоническую музыку.- Оркестр театра вместе р оркестром радио продолжили тра дицию симфонических вечеров, заложенных ленинградцами. После демобилизации из рядов Советской Армии для А. М. Каца начались, вернее продолжились, годы учения. Время, потра ченное на овладение искусством военного капельмейстера, не прошло даром. Профес сия дирижера (любого — симфонического, хорового, духового оркестра) — это профес сия управления людьми, профессия соци ального. психологического регулирования жизни коллектива. А для этого нужно иметь определенные свойства, задатки ли дерства. Нужно уметь не только притяги вать к себе внимание, но брать ответствен ность за судьбы людей, тебе подчиненных. Эти качества отчасти воспитывались в ар мейском коллективе, где отношения иногда носили императивный, приказной характер. Но нет худа без добра: командирские при вычки, безусловно, обогащали опыт. А са мое главное: годы учения капельмейстер ской профессии — это годы приобщения к тайнам оркестрового звучания, поиск основ дирижерской техники, что было первым и необходимым этапом в освоении сложной профессии дирижера.' Есть и еще один момент, который мог оказать хотя и опосредованное, но нема лое влияние на развитие будущего руково- дйтеля симфонического оркестра Новоси бирской филармонии. Речь идет об опре деленном прикладном характере музыки для духового оркестра. Как правило, эта музыка предельно демократична, направле на на конкретную аудиторию, на конкрет ного слушателя и моментально встречает эмоциональный отклик. Я не берусь утвер ждать с полной очевидностью, но, думает ся, в творчестве А. М. Каца это оказало влияние на будущий практический, здра вый подход к концепции музыкального ис- кусств.а как искусства, направленного на слушателя, имеющего своей целью создать контакт, конкретно служить человеку. А. Кац переезжает в Ленинград, чтобы продолжить учебу в качестве скрипача, где в 1949 году получает второй диплом о высшем образовании, с присвоением ква лификации скрипача, солиста и педа'гога. Но к этому времени «обремененный» дву мя высшими музыкальными образования ми, он уже настойчиво занимается тем, че му суждено стать делом его жизни — ди рижерской специальностью в ее академиче ском варианте. Он занимается в классе прославленного ленинградского педагога, профессора И. А. Мусина, воспитавшего целую плеяду замечательных дирижеров. Мы пристально всматриваемся не только в облик Мастера, но и очертания фигур и лиц его Учителей, чтобы предметно постичь такие высокие понятия, как «школа», «традиция», без которых не существует плодотворного развития, наполненного как плавными изгибами эволюции, так и дра матическими переломами, взрывами. От фигуры учителя А. М. Каца — И. А. Му с и н а -м ы перенесемся к началу тридца тых годов, когда сам Мусин заканчивал Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования у профессора А. В. Гаука, тогда молодого дирижера и педагога, а в дальнейшем народного артиста СССР, пер вого художественного руководителя Госу дарственного симфонического оркестра СССР, выдающегося дирижера и педагога. У Гаука учились такие признанные масте ра советской дирижерской школы, как Е. Мравинский, А. Мелик-Пашаев, Н. Ра бинович, Е. Светланов. Следовательно, по дирижерскому фамильному древу у А. Ка ца и Мравинского есть общие «кровные» родственники, а сам Мравинский приходит- ся ему «дядей». Продолжая изучать родословную отечест венного дирижирования, мы узнаем, что А. В. Гаук, в свою очередь, учился у Н. Черепнина, русского композитора, дири жера, который сам ни у кого дирижирова нию не учился, так как подобной специаль ности в русских консерваториях не было. Именно Н. Черепнин ввел в Петербургской консерватории класс дирижирования в са мом начале нашего столетия. Итак, ли ния — Черепнин — Гаук — Мусин — Кац проводит нас через лабиринт десятилетий, наполненных различным историческим, со циальным и эстетическим содержанием. Она сопрягает явления, подчас внешне 'доста точно далекие друг от друга, но олицетво ряет при этом связь времен, силу преем ственности. Школа И. А. Мусина, впрямую связанная с замечательными традициями русской ди рижерской школы, одновременно органич-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2