Сибирские огни, 1984, № 9
сражающийся гладиатор на арене музы кального мира, где его противником стано вится мода на популярную музыку в различ ных ее проявлениях. Сегодня дирижер сим фонического оркестра не просто пропаган дирует, просвещает, «доносит» и так далее, он защищает самую суть так называемой «серьезной музыки», отстаявая право му зыкантов говорить с людьми о важном и значительном, сокровенном и дорогом, гово рить тем универсальным языком звуков, ко торый создала мировая культура в послед ние три столетия, и получившем название симфонической музыки. Поэтому жизнь каждого дирижера — это борьба за искусство, за свой оркестр, за право общаться с теми, кто понимает и при нимает этот чудесный мир, и теми, кто от него далек. Поэтому неотделим любой ди рижер от оркестра. Во-первых, оттого, что дирижер без оркестра — это полководец без армии. А во-вторых, удивительна та тон чайшая связь, возникающая между челове ком за пультом и шестьюдесятью — сотней людей с инструментами в руках, олицетво ряющих понятие «симфонический оркестр». Поэтому всех дирижеров можно поделить * на дирижеров без оркестра и дирижеров с * оркестром. Первые — своеобразные «летучие голландцы» гастрольной деятельности, у них есть свой репертуар, есть достоинства, их любит публика и нередко те коллективы, с которыми им приходится выступать. Но у них нет своего музыкального «дома», нет очага, который они сложили, нет музыкаль ной семьи, где, как в каждой семье, свои печали, радости, заботы. Конечно, любой самый талантливый дири жер может оказаться в первой группе, но вторые — все же счастливей; они всегда с удовольствием возвращаются домой, да и оркестры с удовольствием их встречают после долгой разлуки. Вот что пишет об этом Шарль Мюнш в книжке «Я — дири жер»: «У постоянного дирижера оркестра, несущего полную ответственность за ор- ' кестр, положение более трудное, но и бо лее интересное, чем у дирижера-гастролера. Он ответствен перед слушателями за все художественные качества своего оркестра на протяжении целого концертного сезона. Он составляет дюжины концертных про грамм,. находит новые произведения, для ' исполнения выбирает.хоровые произведения, отбирает солистов и концерты для них. У него есть преимущество — знать, что не делю или две он будет жить в одном и том же месте, спать в одной и той же постели, репетировать с теми же музыкантами в том же зале. Он знает, чего можно ждать во время концерта от оркестра и от публики. Но зато в течение всего долгого концертного сезона неделю за неделей ему надо возбуж дать в них аппетит к музыке и поддержи вать интерес к ней». Арнольд Михайлович Кац 28 лет работа ет с оркестром Новосибирской филар.монии, где, по его собственному свидетельству, уже сменилось два поколения музыкантов я набирает силу третье. Подобная стабиль ность сама по себе заслуживает внимания. ■Но нужно вспомнить, что за эти годы оркестр Новосибирской филармонии превратился из скромного новичка, одного из многих, су ществовавших в городах Сибири, в лауреата Всероссийского, а затем Всесоюзного смот ра, и, наконец, в оркестр, первым, на вос токе страны получивший звание академи ческого. А сам маэстро — вначале молодой начинающий дирижер, известный лишь не скольким специалистам, становится заслу женным, затем народным артистом РСФСР, удостаивается звания профессора. Сегодня без оркестра, без фигуры его ру ководителя вряд ли можно представить себе музыкальную жизнь, шире — музыкаль ную культуру не только Новосибирска и Сибири, но и всей нашей страны, ибо ор кестр достойно представлял искусство на шей Родины за рубежом: дважды в Ита лии, а также в Болгарии и Финляндии. Феномен Каца и Новосибирского ор кестра — не только стечение благоприятных обстоятельств. Это явление, наглядно де монстрирующее ход развития художествен ной культуры там, где в недавнем прошлом ее практически не было. Не стану пересказывать истории оркест ра и биографию его художественного руко водителя. Интересующегося я отсылаю к очень симпатичной книге Сергея Кручини- на «Наедине с оркестром», где жизнь этого коллектива, страницы истории симфониче ского музицирования в Новониколаевске и Новосибирске изложены с большим знанием дела, увлекательно, правдиво. Я восполь зуюсь приемом постепенного сближения во времени и пространстве двух героев моего повествованиядирижера и его будущего оркестра. У каждого поколения своя судьба, свои приметы. На поколении, к которому при надлежит А. М. Кац, лежит печать особой исторической избранности. Его юность сов пала с юностью нашей страны, а школьные годы завершились в первые дни войны. С 1936 года, после переезда семьи из Баку в Москву, он становится учеником школы для одаренных детей при Московской кон серватории по классу скрипки. Страна Со ветов заботливо растила новое поколение молодых музыкантов и некоторым из них уже в предвоенные годы, в условиях прак тически тотальной культурной изоляции, пришлось выступать на международных состязаниях музыкантов, утверждая новую социалистическую культуру. Инструментом, которым «болели» тогда все, была скрипка, а славу ей создавала знаменитая на весь Союз «школа Столярского», существовав шая в Одессе и бывшая до самого начала войны своеобразным комбинатом по под готовке молодых дарований. Может быть, поэтому, встав за пульт оркестра Новоси бирской филармонии, А. М. Кац постоянно, из года в год оказывал помощь, выводя на музыкальную орбиту юных скрипачей, пи анистов, получавших тЗким образом воз можность регулярно встречаться со «взрос лым» оркестром и дирижером, приобщаться к нелегкому профессиональному труду му- зыканта-инструменталиста. Ему самому судьба готовила, очевидно, те же радости и тревоги, что и другим скрипачам, но война резко изменила пла ны. Сдав вступительные экзамены как скри пач, Кац продолжает учиться сначала в Московской, а затем в Ленинградской кон серваториях на военно-дирижерском фа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2