Сибирские огни, 1984, № 9
искясство в. Калужский ПРИЗВАНИЕ-ДИРИЖЕР ( К 6 0 -л е т ию А . м. К а ц а ) Этого человека знают в лицо многае. По- видимому, еще больше знают его по имени. Знают в Новосибирске, знают за его преде лами, далеко за границами нашей страны. Для одних он просто знаменитость из ар тистического мира, для других — олицетво рение бурного подъема музыкальной куль туры Сибири в последние четверть века. В Москве и Ленинграде на концерты его оркестра собираются знатоки, так как зна ют: это будет не ординарное выступление периферийного коллектива, а нечто совсем новое, еще не слышанное и не пережитое. А ничто так не ценится в мире любителей искусства, как свежесть переживания н художественная новизна. У этого человека счастливая внешность и счастливая судьба. Среднего роста, строй ный, подтянутый и элегантный, он чрезвы чайно обаятелен. Возможно, его подтяну тость, которой может позавидовать иной тридцатилетний, строгость костюма идет от внутренней дисциплинированности, собран ности и целеустремленности. Возможно, от того, что ему постоянно приходится рабо тать с людьми. Режим, самодисциплина, гимнастика йогов, отрицание курения и ал коголя (со смехом рассказывает о трех случаях в жизни, когда ему пришлось по принуждению компании выпить). «Поме шан» на точности: постоянно меняет ста рые часы на все более новые под предло гом, что эти идут еще точнее. Его профессия сегодня, как и десятиле тия назад, содержит в себе нечто таинст венное, подчас странное для далеких от му зыки людей-—среднее между шаманством и диктатурой одной личности над другими. И, действительно, людей его профессии у нас в стране немного, их, наверное, можно пересчитать по пальцам, а известных тем более. И название этой профессии — дири жер симфонического оркестра — таит для одних магию избранничества, для других чужой или даже скучный мир. Добавим к портрету Арнольда Михайло- 142 вича Каца некоторые черты характера, спо собные взрывать самую нейтральную атмос феру, будоражить окружающих. Внешне строгий облик сочетается у главного дири жера Новосибирского симфонического ор кестра с необычайной контактностью, уме нием и желанием общаться с людьми самых разных профессий и родов деятельности. В нем нет и следа легендарной художни ческой отрешенности от мира, «жизнебояз- ни». Выросший на бульварах большого юж ного города, он как бы с детства впитал в себя стихию непосредственности и раско ванности, присущую уроженцам по бережья. На консерваторском капустнике его^ лучший студент под восторжен ный гул зала изображал своего мэтра, прерывающего якобы серьезный разговор- интервью на сцене, целеустремленным во просом: «А что это за блондинка там, в семнадцатом ряду?» Но не будем оболь щаться по поводу маленьких слабостей большого артиста. Прекрасный муж, забот ливый дед и отец, на людях он демонстри рует внешнюю беззаботность и нарочитое легкомыслие, которые мало знающий чело век может принять за истину. Как все люди искусства, он чувствителен, легко «заводится», переходит подчас на тексты, стилистика которых может пока заться обидной для собеседника. Люди, зна ющие его, понимают, что такие моменты на до переждать, как циклон. В эти минуты или часы, он ^становится обидчив, порой капризен, раздражителен. Но если вдумать ся в смысл его слов, если искать первопри чину конфликта, то окажется, что она не столько в характере Каца, сколько в том, что кто-то или что-то пытались поколебать устои дела, которому он служит. Действительно, сегодня дирижер симфо нического оркестра при всей внешней прес тижности этой профессии, увы, уже не за нимает места кумира, каким он был пять десят, сорок или даже тридцать лет назад. Сегодня он нередко выступает как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2