Сибирские огни, 1984, № 9

— заключил министр,— полезнее бы просить совершенного от службы увольнения». Каково было Тистрову, на попечении ко­ торого было девять детей, старшему из ко­ торых едва исполнилось шестнадцать? Единственным источником их существова­ ния было жалование отца. 17 ноября 1845 года министр финансов подписал приказ об отставке Тистрова. Он был уволен от службы в чине подполковни­ ка корпуса горных инженеров с мундиром и пенсионом в сумме 171 рубль 52 копейки серебром в год. Последние годы жизни Василия Иванови­ ча Гистрова были заполнены тяжкими за­ ботами об устройстве дальнейшей судьбы детей. Он понимал, что дни его сочтены и торопился хоть куда-нибудь пристроить своих пока еще малолетних сыновей и доче­ рей, дать им образование, приспособить к делу. Сестру Дарью, вдову титулярного со­ ветника, сумел умолить взять на воспита­ ние старшую дочь Марию и младшего сына Александра. Отставной подполковник корпуса горных инженеров настойчиво «бомбардировал» прошениями императорский Кабинет, на службе у которого находился долгие годы. Вся трудовая деятельность талантливого специалиста, все его знания и силы были отданы этому могущественному ведомству. Благодаря неустанным отцовским хлопо­ там удалось сыновей Петра и Николая оп­ ределить в военные училища, Василия — в Горный институт. Гораздо сложнее оказа­ лось с дочерьми — Софьей, Еленой, Оль­ гой, Елизаветой. Василий Иванович, к сво­ ей великой радости, все же сумел решить и эту, казалось бы, неразрешимую задачу; Ольгу и младшую, любимицу отца, Елиза­ вету, зачислили в Павловский военно-сирот­ ский институт благородных девиц. К сожалению, нам сравнительно мало из­ вестно о дальнейшей жизни членов,много­ численного семейства Василия Тистрова. Лишь о Елизавете Васильевне, матери Круп­ ской, теще Владимира Ильича Ленина, сох­ ранились достаточно подробные сведения. Интересные факты из ее биографии можно извлечь из воспоминаний Надежды Кон­ стантиновны о своей матери: «девятилетней девочкой ее отдали в институт, она пробы­ ла там 8 лет. За 8 лет они только раз вы­ ходили за ограду институтского сада. Их водили На прогулку в Таврический сад». Известно, что Елизавета Тистрова росла очень живым подростком, много читала, даже сочиняла стихи, довольно хорошо пе­ ла, часами просиживала за фортепиано. Веселая, общительная, Лизонька была всеобщей любимицей в классе. «Очень хо­ рошая ученица,— продолжает свой рассказ о ' матери Надежда Константиновна,— она «мела пониженный балл за поведение. Ста­ щить форшмак у классной дамы и накор­ мить им голодных подруг, устроить бомбар­ дировку двери «мочалки» (начальницы), не моргнув, выдержать крики « выговоры классной дамы-немки, не отвечать урока, потому что другие девочки не выучили его,’ взять на себя вину других — на это она бы­ ла первой мастерицей». Павловский институт окончен в 1858 году. Вместе с аттестатом зрелости получены пра­ ва домашней учительницы. Выпускнице ед­ ва исполнилось 17 лет. Она была довольно хороша собой, высока, стройна, с правиль­ ными чертами лица, с великолепной русой косой. Сохранилась отличная фотография этой миловидной девушки. Началась самостоятельная трудовая* жизнь домашней учительницы в семьях пе­ тербургских богачей. Старательная, трудо­ любивая, чуткая молоденькая наставница быстро завоевала доверие детей. Скоро во многих столичных семьях стали поговаривать об отменных способностях молодой гувер­ нантки. Богатый помещик Русанов предло­ жил ей очень хорошие условия за работу ^ тремя его детьми. Правда, надо было поки-> нуть Петербург, так как громадное имение хозяина находилось в Виленской губернии. В усадьбе учительница вдоволь нагляде­ лась на жизнь купакэщиХся в роскоши гос­ под, на тяжкую участь зависимых от них крестьян. Позднее она не раз своей дочери будет повторять: «какое это зверье — по­ мещики». Здесь Елизавета Васильевна и познако­ милась со своим будущим мужем, капита­ ном Крупским. Образованность, прекрасное знание литературы « искусства, умение глу­ боко разбираться в передовых веяниях сложного времени — все это быстро сблизи­ ло их. Молодые люди горячо полюбили друг друга, создали прекрасную, дружную семью. Судьбы супругов были схожи. Оба сиро­ ты, тому и другому пришлось учиться на ка­ зенный счет, Константин Игнатьевич вместе с братом был определен во Второй кадет­ ский корпус имени императора Петра Вели­ кого. Его друзьями по училищу были извест­ ные революционеры Андрей Потебня, Ярос­ лав Домбровский. Крупский в молодости был связан с де­ ятельностью «Земли и Воли». В Пентраль- ном государственном архиве Октябрьской революции хранится записная книжка из­ вестного русского революционера-де.мократа Н а П. Огарева,, В ней приведен список чле­ нов военной секции «Земля и Воля», напи­ санный рукою Андрея Потебни. Из этого документа видно, что Константин Крупский занимался революционной работой в 7-й пе­ хотной дивизии. Близость к революционным кругам, от­ кровенное сочувствие польским повстанцам, участникам восстания 1863 года, его демо­ кратические взгляды, тесные связи с людь­ ми низших сословий навлекли на него по­ дозрение и гнев начальства. Занимать ка­ кие-либо государственные должности ему было категорически запрещено. Все эго серьезно осложнило жизнь молодой семьи, тем более что появился ребенок. Весь свой талант педагога Елизавета Ва­ сильевна отдала воспитанию дочери. Всеми силами она стремилась привить маленькой Надежде трудолюбие, дисциплинирован­ ность, аккуратность, бережливость, научить необходимым в жизни делам, дать прилич­ ное образование. Мать даже сочинила для малышки целую поэму под названием «Дет­ ский день», сопроводила собственными ри­ сунками. В каждом ее четверостишье было конкретное обращение к своему ребенку, полезный совет. В этом произведении отразились взгляды самой Елизаветы Васильевны на цели и за­ дачи воспитания детей. Нелишне, наверное, отметить, что поэма «Детский день» была издана отдельной книжечкой в 1874 году в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2