Сибирские огни, 1984, № 9
действует свой ЦОПР — центр обществен но-политической работы. А это значит — встречи и лекции, диспуты и собрания. Каж дый рабочий может подать в ЦОПР заявку; что его интересует, волнует, о чем он хотел бы услышать или поговорить. Это началось с одного разговора, состо явшегося несколько лет назад на Ломовом месторождении. Прилетел сюда на буровую секретарь горкома партии, стал расспраши вать буровиков о житье-бытье. — Ну, а лекторы к вам заглядывают? — Заглядывают, да толку-то!— усмехну лись рабочие.— Приедет, перескажет, что во вчерашней передовой написано, и привет! Вы нам хорошие лекции организуйте — спа сибо скажем. А газеты мы и сами читаем! Так и родилась идея создания ЦОПРов; с людьми надо говорить по-новому, поднять идейно-воспитательную работу на высокий профессиональный уровень. Здесь хотелось бы сделать небольшое почти лирическое от ступление. Как говорить с человеком, как воспринимать человека, какими глазами смотреть на него? Вопросы простые только на первый взгляд, и в этой кажущейся простоте таится опасность возможной ошиб ки. Быть может, мы даже не заметим эту ошибку в избранной тональности разговора, в подходе к, казалось бы, чисто хозяйствен ным проблемам, но она даст о себе знать — спустя время, неожиданна и больно,— как сработавшая мина замедленного действия. Ведь что такое освоение края? Это его очеловечивание. Когда-то об обживании новых земель, о первопроходцах слагали предания, на первом плане стояла фигура дерзнувшего сделать первый шаг в неведо мое. Сейчас — дело иное; сами понятия «первопроходец», «неведомое», «дерзнув ший» применительно к дню сегодняшнему выглядят высокопарно, отдают торопливой фальшью статей-однодневок. Масштабы но вых освоений, научный комплексный подход к их организации изменили и наше отноше ние к этому. Что ж, другие времена — дру гие песни. Но разве сам процесс современ ного землепроходчества стал легким или безопасным? Разве перестал он требовать от человека высокого напряжения сил, нер вов и воли? Как же получилось, что, говоря об этих важных изменениях на карте страны, мы столь часто забываем про главное действу ющее лицо? Жонглируем показателями, бряцаем процентами, козыряем тоннами и километрами, а когда наконец-таки вспоми наем про самих людей, то о них-то гово рим, словно о каких-нибудь там основных производственных фондах. И слово для это го придумали, как нарочно, скучное, канце лярское, какое-то неживое — «человеческий фактор». Говорим— и не задумываемся, что у него, этого «фактора», может быть, боль ная мать осталась на Большой земле, или кровяное давление в новом климате сдав ливает виски, или масса каких-то еще за бот — вроде бы мелких, вроде бы недо стойных сего героического момента. Но ес ли мы сочтем их просто «житейской ме лочью», отвернемся от них,— мы не поймем, может быть, самого важного, мы упустим главные закономерности, которые не хуже процентов и тонн определяют успех или не успех начатого большого дела. Существует и Другая крайность; раз — новые земли, новые города, значит—«гони романтику на-гора!». И мы взахлеб живопи суем суровые морозы и необжитые пока просторы, и за всей этой героикой н экзо тикой опять же не видим человека, пытаем ся подменить его каким-то обобщенным и схематизврОванным символом. Вот фотогра фия Фаттахова и его бригады в рекламном проспекте о Стрежевом; сняты они почему- то стоящими на целом штабеле труб для обсадной колонны. Хотя всем понятно, что ходят бурильщики не по трубам,, а по «греш ной» земле. I В общем-то, ничего страшного в этом при еме фотомастера не было б, если бы такой подход не оказался довольно символичным; героя новостроек страны мы стараемся не пременно затащить на какой-нибудь пьедес тал. Неважно какой,— лишь бы повыше й подальше от той земли, по которой он сту пает в жизни. Порой этот искусственный пьедестал благодаря нашим стараниям по лучается столь высоким, что самого героя мы уже и не видим; не разглядеть, какие у него глаза, не узнать, о чем он грустит, не услышать, на что он жалуется и о чем меч тает. А ведь он — не символ, а человек, и понимание его как человека важней для него любых надуманных постаментов. Этот разговор главным образом — не о газетных очерках, не о литературных изы сках. Он — о понимании «человеческой» сути внешней хозяйственной проблемы. По нимании в первую очередь теми, на кого возложено— практически решать эту проб лему. Успех Стрежевого и определился во многом благодаря такому правильному по ниманию. И не так просто, как это может показаться сейчас, уже задним числом,— было разглядеть за целым сонмом тяжелых и больных вопросов большую важность, ка залось бы, отнюдь не «эпохально звучащих» нужд, вспомнить и о свежей зелени для буровика, и о парном молоке для его сына. И тысячу раз прав будет тот поэт, который в поэме о Стрежевом сложит гимн не обмо роженным волевым лицам и не бесстрашию воспаленных глаз, а помидору с тепличной грядки. Хозяйственное обеспечение без идеологи ческого— все равно что фронт без тыла. И тут «проблема героя», взгляд на человека играет не меньшую роль. Это неверно, что эпоха Великих географических открытий давно закончилась.— она продолжается и сегодня. Когда просторы Спускай и не окра шенные в таинственный белый цвет на кар те) не обжиты, не обогреты человеческим трудом и заботой, они по-прежнему остают ся Гегга 1псо8ш1а, тайной за семью печа тями. И вот их открывают — геологи, неф тяники, лесору&л. Но не просто открывают, а, как в нашем случае,— оседают здесь же, становятся' первыми «аборигенами». Как мы уже говорили, деньги для них перестают быть главным стимулом. Что же тогда? Им вьажно открыть себя в этом пока непри вычном качестве, определить свое место и значение в новых условиях. А значит, каж додневная работа с таким человеком дол жна помогать ему увидеть все вокруг не только глазами столичного обозревателя или районного лектора, а увидеть, осознать й оценить мир (а заодно — и свою роль в нем) отсюда, с этой вот буровой, чернеющей по среди огромной рыжей «кляксы» болота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2