Сибирские огни, 1984, № 9
кружки технического творчества, станция юннатов. Но это — нынче, а тогда... Стояли короб ки домов, работали магазины, по улицам пыхтели тягачи, а города все равно не было, — был самый большой, самый дорогосто- ящий зал для транзитников. И чтобы он пре- вратился в то, что задумано, в то, о чем мечталось, мало было одних лишь (пускай и весьма солидных) материальных капита ловложений,— тут требовались «капвложе ния» души, воли, веры в новое дело. Сколько их было,— сотня, две,-три сот ни,— тех, кто изначально видел перспекти ву и дрался за нее, кто составил ядро стре- жевской партийной организации? Организа ции молодой как по дате ее возникновения, так и по возрасту коммунистов (в^ Стреже- вом вообще нет стариков, средний возраст его жителей — 30 лет). Молодые руководи тели, инженеры, строители, геологи — они в каждодневных буднях отстаивали идею ба зового города. Они понимали: если не сумеют закрепить коллективы, сделать их стабильными,— значит, загубят саму идею, и вся система «базовый город — вахтовый поселок — вах- т та» окажется фикцией, сведется к хорошо известному вахтово-экспедиционному ме тоду. До последнего времени проблемой номер один здесь была текучесть. Строили жилье, вводили в строй дом за домом, а текучесть не сокращалась: город никого не привлекал. Да и чем он мог привлечь: отсутствием бы товых услуг, грязищей по колено? Тягачи, «Уралы» и КРАЗы — огромные, колесо чуть не выше человека — такую грязь на дорогах замешивали, что подчас, улицу опасно бы ло переходить даже в поднятых до бедер охотничьих сапогах: того и гляди, сапог в этой «каше» оставишь. Трудности наполза ли со всех сторон, хватали за горло: не хва тает медсестер в родильных домах, сантех ников, в транспортном обслуживании то и дело сбои. Север — это всегда трудности, «легкого» Севера-просто не существует. И всеми вос принималось, в общем-то, как должное, ког да, скажем, загородные дороги раскисали от дождей, их полотно расплывалось и про ехать по ним уже было нельзя никак. А ведь случались годы, когда знаменитая сибир- ская зима не спешила, и до января-февраля ' не устанавливались зимники. Тогда на чиналась настоящая битва за выполнение ' . планов по перевозкам: протаптывали и на мораживали трассы, строили переправы, га тили болота... Зато потом, когда зима все- таки приходила, морозы старались взять ре ванш сразу за все упущенные дни и недели. Ведет бригада ремонт водозаборной сква жины, а из труб вода через верх перелива ется и капает на рабочих. Каски все оледе нели, блестят, в свете прожекторов. Люди живыми сосульками кажутся. И все это было само собой разумеющим ся, изначально заложенным в «условия за дачи». Но вот что касается отдыха, желан ного расслабления после вахты... И партий ные работники, и начальники трестов и уп равлений понимали: каждый человек здесь — очень дорогой, и надо, чтобы он хорошо жил, чтобы мог. между тяжелыми вахтами как следует отдохнуть. И чтобы вокруг себя он ощущал постоянный, свой, 8 Сийарскив огне № 9 единственно родной коллектив. Они боро лись за это, ставили дело и сами росли, про ходили собственное становление в этой борьбе. — На стрежевской нефти мы воспитали отличных руководителей,— скажет потом первый секретарь Томского ‘ обкома партии А. Г. Мельников,— Когда только на чиналось ее освоение, мы бросили на Север в первую очередь именно молодые кадры и не побоялись доверить им по-настоящему ответственную работу. За эти годы они вы росли, окрепли как вожаки коллективов, и сейчас им под силу любые крупные задачи. Первым тогда отправился на север сту денческий стройотряд. Из его штаба и бой цов вскоре было сформировано комсомоль ско-молодежное строительное' управление, а потом оно выросло в целый трест — «Томскгазстрой». Сегодня эти бывшие, стройотрядовцы управляют крупными трес тами, возглавили областные организации. А тогда, восемнадцать, пятнадцать и еще десять лет назад они и другие рождающиеся командиры рождающегося города — про бовали, ошибались, вновь пробовали. И, на бивая себе все новые синяки и шишки, глу боко постигали истину, которой не найдешь в вузовском курсе сопромата: самый, непро- биваемцй материал на свете — незримый и неосязаемый психологический барьер, кото рый воздвигает вокруг себя человек, отго раживаясь от нового, непривычного. Когда в городе создавали первое коопера тивное садоводство, многие открыто смея лись: «Что вы на этом гнилом болоте вы растите? Разве что пару поганок!» Но все городские организации взяли шефство над этой «первой ласточкой»: подбросили строй материалов, подвели дороги и электролинию, пробурили колонки, помогли раскорчевать и удобрить участки. Из Томска прилетели специалисты-консультанты, а вместе с ни ми— саженцы для будущих стрежевских садов и огородов,,. Сегодня вдоль пригород ной дороги разбиты уже сотни «мичурин ских участков», а к городским властям сып лются жалобы: почему не даете новые зем ли под садоводства?! И начальники готовы целовать каждого такого жалобщика: зна чит, победа, значит, удалось привяз.ать лю дей к этой северной земле! Да, стрежевчане тянутся к земле и уже не считают ее такой никудышной: «что ж из того, что малоплодородная, мы ее все равно переупрямим!» И какая, оказывается, это радость,— в краю, где девять месяцев в году — зима, где вокруг — тайга да сплошное железо буровых колонок, вышек и всяческих механизмов,— хоть малый от резок времени покопаться в земле! И рас тут, вопреки всем трудностям, наливаются соком на скудных стрежевских огородах огурцы и помидоры, морковь'и картофель, малина и смородина, — Когда мне в «Оренбургнефти» офор мляли перевод сюда, сказали: «не понра вится — возвращайся назад!»— вспоминает буровой мастер Анатолий Степанович Реп- ников,— Нас было семеро — бурильщиков из Оренбурга, Отправились сразу с семья ми, Помню, летим в Стрежевой, а за иллю минатор даже смотреть жутковато: тайга да топи. Приземлились, вышли из самоле та — кругом те же самые леса и болота. Старались не показывать друг другу своей ПЗ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2