Сибирские огни, 1984, № 9

кружки технического творчества, станция юннатов. Но это — нынче, а тогда... Стояли короб­ ки домов, работали магазины, по улицам пыхтели тягачи, а города все равно не было, — был самый большой, самый дорогосто- ящий зал для транзитников. И чтобы он пре- вратился в то, что задумано, в то, о чем мечталось, мало было одних лишь (пускай и весьма солидных) материальных капита­ ловложений,— тут требовались «капвложе­ ния» души, воли, веры в новое дело. Сколько их было,— сотня, две,-три сот­ ни,— тех, кто изначально видел перспекти­ ву и дрался за нее, кто составил ядро стре- жевской партийной организации? Организа­ ции молодой как по дате ее возникновения, так и по возрасту коммунистов (в^ Стреже- вом вообще нет стариков, средний возраст его жителей — 30 лет). Молодые руководи­ тели, инженеры, строители, геологи — они в каждодневных буднях отстаивали идею ба­ зового города. Они понимали: если не сумеют закрепить коллективы, сделать их стабильными,— значит, загубят саму идею, и вся система «базовый город — вахтовый поселок — вах- т та» окажется фикцией, сведется к хорошо известному вахтово-экспедиционному ме­ тоду. До последнего времени проблемой номер один здесь была текучесть. Строили жилье, вводили в строй дом за домом, а текучесть не сокращалась: город никого не привлекал. Да и чем он мог привлечь: отсутствием бы­ товых услуг, грязищей по колено? Тягачи, «Уралы» и КРАЗы — огромные, колесо чуть не выше человека — такую грязь на дорогах замешивали, что подчас, улицу опасно бы­ ло переходить даже в поднятых до бедер охотничьих сапогах: того и гляди, сапог в этой «каше» оставишь. Трудности наполза­ ли со всех сторон, хватали за горло: не хва­ тает медсестер в родильных домах, сантех­ ников, в транспортном обслуживании то и дело сбои. Север — это всегда трудности, «легкого» Севера-просто не существует. И всеми вос­ принималось, в общем-то, как должное, ког­ да, скажем, загородные дороги раскисали от дождей, их полотно расплывалось и про­ ехать по ним уже было нельзя никак. А ведь случались годы, когда знаменитая сибир- ская зима не спешила, и до января-февраля ' не устанавливались зимники. Тогда на­ чиналась настоящая битва за выполнение ' . планов по перевозкам: протаптывали и на­ мораживали трассы, строили переправы, га­ тили болота... Зато потом, когда зима все- таки приходила, морозы старались взять ре­ ванш сразу за все упущенные дни и недели. Ведет бригада ремонт водозаборной сква­ жины, а из труб вода через верх перелива­ ется и капает на рабочих. Каски все оледе­ нели, блестят, в свете прожекторов. Люди живыми сосульками кажутся. И все это было само собой разумеющим­ ся, изначально заложенным в «условия за­ дачи». Но вот что касается отдыха, желан­ ного расслабления после вахты... И партий­ ные работники, и начальники трестов и уп­ равлений понимали: каждый человек здесь — очень дорогой, и надо, чтобы он хорошо жил, чтобы мог. между тяжелыми вахтами как следует отдохнуть. И чтобы вокруг себя он ощущал постоянный, свой, 8 Сийарскив огне № 9 единственно родной коллектив. Они боро­ лись за это, ставили дело и сами росли, про­ ходили собственное становление в этой борьбе. — На стрежевской нефти мы воспитали отличных руководителей,— скажет потом первый секретарь Томского ‘ обкома партии А. Г. Мельников,— Когда только на­ чиналось ее освоение, мы бросили на Север в первую очередь именно молодые кадры и не побоялись доверить им по-настоящему ответственную работу. За эти годы они вы­ росли, окрепли как вожаки коллективов, и сейчас им под силу любые крупные задачи. Первым тогда отправился на север сту­ денческий стройотряд. Из его штаба и бой­ цов вскоре было сформировано комсомоль­ ско-молодежное строительное' управление, а потом оно выросло в целый трест — «Томскгазстрой». Сегодня эти бывшие, стройотрядовцы управляют крупными трес­ тами, возглавили областные организации. А тогда, восемнадцать, пятнадцать и еще десять лет назад они и другие рождающиеся командиры рождающегося города — про­ бовали, ошибались, вновь пробовали. И, на­ бивая себе все новые синяки и шишки, глу­ боко постигали истину, которой не найдешь в вузовском курсе сопромата: самый, непро- биваемцй материал на свете — незримый и неосязаемый психологический барьер, кото­ рый воздвигает вокруг себя человек, отго­ раживаясь от нового, непривычного. Когда в городе создавали первое коопера­ тивное садоводство, многие открыто смея­ лись: «Что вы на этом гнилом болоте вы­ растите? Разве что пару поганок!» Но все городские организации взяли шефство над этой «первой ласточкой»: подбросили строй­ материалов, подвели дороги и электролинию, пробурили колонки, помогли раскорчевать и удобрить участки. Из Томска прилетели специалисты-консультанты, а вместе с ни­ ми— саженцы для будущих стрежевских садов и огородов,,. Сегодня вдоль пригород­ ной дороги разбиты уже сотни «мичурин­ ских участков», а к городским властям сып­ лются жалобы: почему не даете новые зем­ ли под садоводства?! И начальники готовы целовать каждого такого жалобщика: зна­ чит, победа, значит, удалось привяз.ать лю­ дей к этой северной земле! Да, стрежевчане тянутся к земле и уже не считают ее такой никудышной: «что ж из того, что малоплодородная, мы ее все равно переупрямим!» И какая, оказывается, это радость,— в краю, где девять месяцев в году — зима, где вокруг — тайга да сплошное железо буровых колонок, вышек и всяческих механизмов,— хоть малый от­ резок времени покопаться в земле! И рас­ тут, вопреки всем трудностям, наливаются соком на скудных стрежевских огородах огурцы и помидоры, морковь'и картофель, малина и смородина, — Когда мне в «Оренбургнефти» офор­ мляли перевод сюда, сказали: «не понра­ вится — возвращайся назад!»— вспоминает буровой мастер Анатолий Степанович Реп- ников,— Нас было семеро — бурильщиков из Оренбурга, Отправились сразу с семья­ ми, Помню, летим в Стрежевой, а за иллю­ минатор даже смотреть жутковато: тайга да топи. Приземлились, вышли из самоле­ та — кругом те же самые леса и болота. Старались не показывать друг другу своей ПЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2