Сибирские огни, 1984, № 9

«Направлением главного удара> в дан- 'НОМ случае должен был стать город — с ма­ газинами и дорогами, транспортом и кино­ театрами, коммунальным т бытовым обслу­ живанием,— всем тем, что на языке совре­ менных урбанистов называется социальной инфраструктурой. Не будет всего этого — не будет и решительного и планомерного наступления на дремлющие месторождения. Потому что город — это не только мате­ риально-производственная база нефтедобы­ чи, не просто место сосредоточения органов управления, кадров, техники И ремонтных мастерских. Город — это в первую очередь люди. Нигде еще не было такого опыта, и опи­ раться приходилось только на предваритель­ ные расчеты, на энтузиазм и веру в свои силы. Логика была убедительна; когда вре­ мя торопит, да еще не хватает ни рабочих рук, ни строительных мощностей, такой способ даст возможность и сохранить высо­ кие темпы нефтедобычи, и одновременно повысить уровень комфорта на вахтах и в базовом городе. Но это, так сказать,— «бу­ мажная логика». Оправдается ли она в жиз­ ни? Построили первые улицы города, постро­ или вахтовые поселки — Вах и Пионерный, И поняли, что осталось самое трудное,— убедить людей, заставить-их поверить во все это. А люди не верили. И не только ра­ бочие,— иные начальники откровенно сом­ невались, брюзжали: «Это авантюра!» Самым пагубным было массовое убежде­ ние; мы здесь — временно, заработаем день­ ги — и домой, подальше от этих гнилых бо­ лот! Рабочие не закреплялись. Стрежевой тогда был — город-обще­ житие, город — постоялОьй двор. О род­ ных местах — тех, где уют, постоянный дом, семья, говорили — Большая земля,.. Если вы сегодня выглянете на улицу из окна Стрежевского горкома партии, то не­ подалеку от суетящихся башенных кранов и поднимающихся все выше домов, на опушке подходящего к городу леса замети­ те валяющиеся кое-где кучи старых досок, разломанных и полусгнивших бревен — слов­ но грязную пену, оставшуюся на берегу пос­ ле прибоя. Это обломки снесенных балков. Балок — не просто хибара-развалюха, это — символ отходя'щего, сломленного отношения людей к рождающемуся городу. Вначале темпы строительства отставали от притока рабочей си^ьы, и люди создавали себе жильце «из ничего». Ютились во времян- ьгах и сами чувствовали себя временными, «сидящими на чемоданах». Разрыв в тем­ пах экономического развития и социального, разрыв между налаженным производством и неустроенным бытом — одно из самых острых и болезненных противоречий в прак­ тике освоения Севера. Но стратегия томи­ чей как раз и должна была разрешить это протышоречие. Здесь хорошо понимали; что человека окружает; то его и воспитывает. А новому городу требовались высоко­ культурные нефтяники, строители, шо­ фери... Быстро был разработан генплан застрой­ ки города, сразу же промышленная база бы­ ла отделея-а от жилой, сразу повели строи­ тельство четко по микрорайонам. Сущест­ венная деталь: Стрежевой — первый на Се­ вере ыкфтямой город с асфгльгирозанными улицами. Нячяли активно создавать подсоб- ные хозяйства на этой бесплодной земле, в которую приходилось вносить торф и даже песок. До нового года будет введена в строй еще одна очередь тепличного комбината, и на каждого стрежевчанина станет прихо­ диться рекордная для Российской Федера- • ции площадь закрытого грунта. В прошлом году специальный авиарейс доставил из восточных районов области в Стрежевой... пчел. Нет, не ради производ­ ства меда — на маленьких путешественниц возлагалась совсем иная задача; они теперь трудятся на этих укрытых от неприветливо моросящего неба и сибирских морозов гек­ тарах драгоценной земли, отвоеванной у обступивших город болот. Крылатые пас­ сажирки крылатого корабля теперь заняты опылением огурцов и помидоров. Это — первый «рабочий сезон» пчел в стрежевских теплицах. По предварительным подсчетам, такое нововведение помогло поднять уро­ жайность не менее чем на 15—20 процен­ тов, к тьэму же ощутимо повысилось качест­ во овощей. Сейчас уже завезена вторая пар­ тия ульев. А скоро пчелам вновь «садить­ ся» в самолет и' отправляться в обратный рейс. Они тоже станут настоящими вахто­ виками. Помню, как я удивился, ■прилетев в Стре­ жевой впервые и познакомившись с первым секретарем горкома партии Виктором Мака­ ровичем Дягилевым. Удивиться было чему: район в самом прямом смысле сидит на нефти и газе, да и на календаре тогда крас­ ными буквами значилось — День работни­ ков нефтяной и газовой промышленности, а «хозяин района» рассказывает нам про... сена Как будет его проветривать и как нужны заморозки, чтоб оно не сопрело, а прогноз, как назло,— отвратительный... При чем тут сено, при чем корма? Потом уже убедился: сельское хозяйство здесь, в этом далеко не сельскохозяйственном по своим условиям краю,— забота общая. Д а­ же авиапредприятие имеет свою молочную ферму. И коллективы управления буровых работ успевают.не только обеспечивать проходку новых скважин, но и занимаются сеном и картофелем. Горком партии взял курс: «Даешь свою, стрежевскую, картош­ ку!» Стрежевчане поддержали. И - хотя в районе почти нет пашни, вот уже вахтовики Пионерного промысла по собственной ини­ циативе засадили картошкой пять гектаров. И это — только начало. Районное руковод­ ство планирует довести картофельные по­ садки до 400—500 гектаров. Не первый год борются стрежевчане за развитие молочного животноводства. Недав­ но ввели в строй совхоз молочного профи­ ля «Дружный». Каждый день от его цен­ тральной усадьбы вертолеты доставляют в город подвешенные на тросах цистерны с парным молоком. Все больше фермы райо­ на дают молока и яиц, все растет и произ­ водство овощей: если в позапрошлом году оно составляло 370 тонн, то в прошлом — уже 600. Большую часть года магазины Стрежево- го торгуют выращенными тут огурцами, по­ мидорами и зеленью. Не пустуют магазин­ ные полки, и с хорошим настроением хозяй­ ки несут домой свои сумки. Спешат по сво­ им делам и юные стрежевчане. Их ждут музыкальная и художественная школы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2