Сибирские огни, 1984, № 8
ция небольших пространств, примыкающих к жилым и общественным зданиям. Так вот, возвращ аясь к градостроительной прак тике Кемерова (^аких примеров много во всех городах страны, но особенно изобилу е т ими Сибирь), укаж у еще на один не лучшим образом решенный план. Н а пло щади Пушкина, в центре сквера, сообщаю щего ей какую -то интимность, в свое время возвели памятник поэту, рассчитанный, в сущности, на интерьерное бытование. И эта камерность памятника, несоразмерность фигуры поэта с ер окружением не компен сируется д аж е высокими зСудожественными достоинств.ами скульптуры, да и постамен та тоже... Эти примеры вспомнились мне, когда я читал интересную по содержанию и по изо бразительному ряду книгу В. С. Турчйна. В ней как раз и исследуются те сложные связи и отношения, что существуют в сис теме монумент — город. А ее появление, убежден, в значительной мере стимулирова но возобладавшим в последнее время в профессиональном сознании зодчих, худож ников и искусствоведов системно-средовым подходом. Именно он, этот подход, откры вает сегодня шлюзы потоку наиболее инте ресных идей в организации городского пространства. И чтобы убедить в этой чи тателя, очевидно, нет нужды отсылать его к,известным дискуссиям на страницах ж у р налов «Декоративное искусство СССР», «Архитектура СССР» и других специальных и массовых изданий. В литературе, да и в речевом обиходе, устоялась некая неоднозначность в тол ковании терминов «монумент» и «памят ник». Это обстоятельство и побудило В. С. Турчина внести лепту в ее устранение. Он вполне справедливо сводит их различие к материям масштабным, количественным, дополняя его, однако, и критериями содер ж ательного свойства: памятники, по автору, принадлеж ат «камерным пространствам города, монумент ж е возносится в купол неба, там обретая идеальную среду, сораз мерную своему масштабу. Памятники, д а лее, интимно тянутся к стенам домов, нахо д я в них себе стилистическую поддержку. Впрочем, границы эти подчас оказываются ' довольно эфемерными, и верх берет просто речевая традиция... Именно поэтому в обсуждаемом контек сте мне представляется более важным оп ределение монумента как художественного синтеза формы с идеально трактованной средой. Дополнить бы еще эту дефиницию надежными оценочными критериями — це ны бы ей не было (да простит мне читатель невольную тавто;^огию). Убежден; их отсут ствие в какой-то )иере обедняет интересное исследование. Хотя оно и не задумано в к а честве руководства для проектировщика- градостроителя. И тем не менее недоста точная обнаженность градостроительного измерения книги как раз и воспринимается ее досадной издержкой. В книге рассматриваются такж е и общие вопросы связи художественного облика го рода и монументов, историчность содерж а ния образа монумента, роль монументаль ного наполнения в новых городах. И лишь в незначительной мере дефицит оценочных критериев, о котором шла речь, восполняет довольно точный посыл, предваряющий исследование: монумент, полагает автор, претендует на то, чтобы занять совершенно особое место в городском пейзаж е и уста новить с ним специфические связи. Он раз вивается соразмерно ансамблевым решениям градостроения. Этот принцип предполагает известную самостояте/льность всех, пласти ческих элементов по отношению к градо строительной идее. Я бы не рискнул, однако, абсолютизиро вать эту самостоятельность. Скорее уж го ворить приходится о предопределенности, что ли, какой-то детерминированности ком позиционно-пластического решения мону мента, включая и его архитектурную состав ляющую. Впрочем, обусловленность здесь, если угодно, взаимная. Основные положения, обсуждаемые ав тором, опираются на тонко подобранный изобразительный ряд. Иллюстраций к книге даж е больше, нежели их попало в оборот исследования. Больш ая часть книги построена на ретро- спек 1 «вном анализе монументально-декора тивных решений в структуре городских ор ганизмов, главным образом европейских. Такую обращенность автора к прошлому можно понять: искусство возведения мону ментов свои вершинные достижения связы вает с ним. Не случайно автор анализиру ет практически большинство образцовых художественных решений в «идеальных» столицах мира; Риме XV—XVII, П ари ж е XV II — начала XIX и Петербурге XV III и XIX столетий. Эклектика прошлого века и особенно «внестилевое развитие» искусства обустра ивать города, каким оно характеризуется в век нынешний, привело здесь к определен ному переосмыслению отдельных эстети ческих концепций. Иначе, впрочем, и не могло быть. Этот сдвиг, естественно, полу чает соответствующее отражение и в книге. Применительно к новейшей истории автор уж е расширяет рамки обсуждаемого пред мета. Кроме монумента и памятника, в обо рот разговора вовлекается и мемориал. Предмет отдельной главки книги состав ляет разговор о ленинском плане монумен тальной пропаганды и его последействии — благотворном влиянии на судьбы нашего монументального искусства. Монумент, повторяюсь в заключение,— очень значимая часть городского пейзажа. Он обладает множеством интересных эсте тических достоинств, из которых едва ли не главная состоит в гуманизирующем воздей ствии на окружающую среду, в создаваемом им духовном климате города. Книга В. С. Гурчина, полагаю, дает хоро шо прочувствовать это. К ак и осмыслить взаимосвязи между художественной формой монумента и средой, в которой он бытует. И. ДРЕЙЦЕК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2