Сибирские огни, 1984, № 8

Ответам готовым... И снова и снова Ищите основу. Не веря ка слово И этому слову. Подвергать сомнению — значит искать истину. Что ж, последуем совету поэта, по­ ищем и мы основу его творчества. Оказы ­ вается, она проста — это единение людей, их любовь, друж ба, братство. На ней, соб­ ственно, и держ атся почти все его стихи и поэмы, д аж е те, в которых эта идея выра­ ж ена косвенно, опосредованно. Только найдя эту основу, мы можем по достоинству оценить такие стихи, как «Са­ поги пропахли войною», «14 декабрь, 1825», «Крылатый мост», поэму «М атерь-Родина простоволосая». Вое они о лю бви— о люб­ ви к Родине, к человеку, но сказано об этом не в лоб, не лозунгами, а так, как и долж ен говорить истинный поэт,— запоми­ нающимися образами, самой идеей. Ч то касается идеи, то чаще всего она у него даж е не вытекает из произведения (к чему мы все так привыкли!), а как бы остается в самой его ткани. Остановлюсь подробно на двух стихотво­ рениях. Одно из них — «14 декабрь, 1825» приведу полностью: Посредине зимы перед Зимним дворцом Нам стоять на плацу с обнаженным лицом. Не безумная честь, не всевышняя злость... Мы взошли, как небесных подснежников горсть. Мы проверили срок. Был никто не готов. Чтобы вместо картечи — поляны цветов... Чтобы здесь, ка Сенатской, посреди декабря Расцвести.... Невозможное благодаря. Здесь все есть: и метафора, и символ, и переосмысленный эпитет, и запоминающий­ ся образ. Не много ли для такого маленько­ го стихотворения? Нет, все скомпоновано, все играет на главную мысль. Стихотворе­ ние, я думаю, не мож ет не затронуть души читателя, ибо это поэзия настоящая, ори­ гинальная, свеж ая. А ведь о декабристах написано великое множество стихов. Стихотворение «Крылатый мост»— тоже о любви к людям и о подвиге во имя этой любви. Мост любви — крылатый мост — по­ строен. И пусть это всего лишь мечта поэ­ та — на самом деле международный кли­ мат по-прежнему холоден и до оттепели по­ ка еще далеко,— но все-таки мечта вполне осуществимая, благородная в своей основе. Какую бы тему ни брал поэт, под его пе­ ром она звучит очень и очень современно. Отлично написано стихотворение, откры­ вающее сборник и давшее название всей книге. «Пусть будет каждому любовь»,— со всей искренностью говорит поэт. Но он понимает и другое: любви достоин только тот, кто ее выстрадал, кто сам дарит ее людям: Пусть каждый ту черту преступит. Которую зовут судьбой, и расцветут над каждым вновь Его поступки и страданья... А впереди, как оправданье: Пусть будет каждому любовь. В одном из стихотворений сборника А. Ибрагимов обмолвился: «традиционен наш размер». И вот начались поиски нового, нетрадиционного. Появились циклы стихов и поэмы, написанные верлибром. И были на 'ЭТОМ пути свои удачи, свои приобретения я .потери. Если о лучших стихах А. Ибра­ гимова, созданных в традиционной манере, можно сказать словами Твардовского: «Вот стихи — а все понятно: все на русском язы ­ ке», то о верлибрах, которыми написано большинство его поэм, этого не скажешь. И дело тут прежде всего в том, что они чересчур многословны. Вот, к примеру, по­ эма «Зона». В ней нет четкой композиция, нет сюжегга, вместо них сплошные потоки «состояния чувств» лирического героя, по­ хожие друг на друга как в начале, так и в середине и конце поэмы. В итоге мысль настолько запутывается, что уже трудно уловить, во имя чего автор так растекается. Если «Зона» напясана верлибром, то по­ эма «На расстоянии любви», наборот,— хорошо организованным рифмованным сти­ хом. По-видимому, сам А. Ибрагимов по­ чувствовал ограниченные возможности вер­ либра, если в последняе годы снова стал возвращ аться к традиционному стиху. Но здесь уж е другой недостаток: камерность, немотивированность перехода любви в не­ любовь, безудержный сентиментализм лири­ ческого героя. Автору, видямо, кажется, что он нашел сквозной образ для этих поэм — сияние любви. Это сияние он готов варьировать чуть ли не в каждой строке. Но он не учел одного: сияние вначале ослеп­ ляет, а затем раздраж ает человека. В оценке творчества Александра Ибраги­ мова. мне каж ется, нет и не может быть едяного мнения. С обычной критической меркой к нему не подойдешь. Возможно, поэтому так часто ошибались его рецензен­ ты, видя в нем лишь внешнюю оригиналь­ ность. Она ж е оказалась гораздо глубже — на уровне сердца. В. ПЕТРАШ В. С. Турчин. Монументы и города. М., «Советский художник», 1982. Несколько лет назад в Кемерове, в его центральной части, состоялась небольшая архитектурно-художественная премьера, которая, судя по всему, не доставяла ни творческих радостей ее «виновникам», ни эстетического удовольствия зрителям. Речь идет о памятнике Кирову, ^ что был тор­ жественно открыт на площади его имени. После реконструкцьИи стадиона «Химик» площ адь эта оказалась близкой к заверш е­ нию. Но вот возвели на ней памятник, и как-то сразу гальванизировались многие ее планировочные изъяны, которые, уж если быть строгим, ощущались и ранее. П оявле­ ние монумента, нет слов, очень желанного здесь, оказалось явно преждевременным. Ведь его масштаб должен быть задан всем ансамблем площади. А она еще сегодня практически не сформировалась окончатель­ но. Очень значимая в композиционном от- ношении часть ансамбля еще не получила своего пластического выраж ения. Более того, ее окончательного вида не представля­ ют д аж е сами архитекторы. Облик города, рискну напомнить пропис­ ную истину, формируется не только крупно­ масштабными композицяями в его среде (специалисты называют это первым архи- тектурны:.! планом). Здесь не менее важ ен и второй план — архитектурная организа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2