Сибирские огни, 1984, № 8
Ответам готовым... И снова и снова Ищите основу. Не веря ка слово И этому слову. Подвергать сомнению — значит искать истину. Что ж, последуем совету поэта, по ищем и мы основу его творчества. Оказы вается, она проста — это единение людей, их любовь, друж ба, братство. На ней, соб ственно, и держ атся почти все его стихи и поэмы, д аж е те, в которых эта идея выра ж ена косвенно, опосредованно. Только найдя эту основу, мы можем по достоинству оценить такие стихи, как «Са поги пропахли войною», «14 декабрь, 1825», «Крылатый мост», поэму «М атерь-Родина простоволосая». Вое они о лю бви— о люб ви к Родине, к человеку, но сказано об этом не в лоб, не лозунгами, а так, как и долж ен говорить истинный поэт,— запоми нающимися образами, самой идеей. Ч то касается идеи, то чаще всего она у него даж е не вытекает из произведения (к чему мы все так привыкли!), а как бы остается в самой его ткани. Остановлюсь подробно на двух стихотво рениях. Одно из них — «14 декабрь, 1825» приведу полностью: Посредине зимы перед Зимним дворцом Нам стоять на плацу с обнаженным лицом. Не безумная честь, не всевышняя злость... Мы взошли, как небесных подснежников горсть. Мы проверили срок. Был никто не готов. Чтобы вместо картечи — поляны цветов... Чтобы здесь, ка Сенатской, посреди декабря Расцвести.... Невозможное благодаря. Здесь все есть: и метафора, и символ, и переосмысленный эпитет, и запоминающий ся образ. Не много ли для такого маленько го стихотворения? Нет, все скомпоновано, все играет на главную мысль. Стихотворе ние, я думаю, не мож ет не затронуть души читателя, ибо это поэзия настоящая, ори гинальная, свеж ая. А ведь о декабристах написано великое множество стихов. Стихотворение «Крылатый мост»— тоже о любви к людям и о подвиге во имя этой любви. Мост любви — крылатый мост — по строен. И пусть это всего лишь мечта поэ та — на самом деле международный кли мат по-прежнему холоден и до оттепели по ка еще далеко,— но все-таки мечта вполне осуществимая, благородная в своей основе. Какую бы тему ни брал поэт, под его пе ром она звучит очень и очень современно. Отлично написано стихотворение, откры вающее сборник и давшее название всей книге. «Пусть будет каждому любовь»,— со всей искренностью говорит поэт. Но он понимает и другое: любви достоин только тот, кто ее выстрадал, кто сам дарит ее людям: Пусть каждый ту черту преступит. Которую зовут судьбой, и расцветут над каждым вновь Его поступки и страданья... А впереди, как оправданье: Пусть будет каждому любовь. В одном из стихотворений сборника А. Ибрагимов обмолвился: «традиционен наш размер». И вот начались поиски нового, нетрадиционного. Появились циклы стихов и поэмы, написанные верлибром. И были на 'ЭТОМ пути свои удачи, свои приобретения я .потери. Если о лучших стихах А. Ибра гимова, созданных в традиционной манере, можно сказать словами Твардовского: «Вот стихи — а все понятно: все на русском язы ке», то о верлибрах, которыми написано большинство его поэм, этого не скажешь. И дело тут прежде всего в том, что они чересчур многословны. Вот, к примеру, по эма «Зона». В ней нет четкой композиция, нет сюжегга, вместо них сплошные потоки «состояния чувств» лирического героя, по хожие друг на друга как в начале, так и в середине и конце поэмы. В итоге мысль настолько запутывается, что уже трудно уловить, во имя чего автор так растекается. Если «Зона» напясана верлибром, то по эма «На расстоянии любви», наборот,— хорошо организованным рифмованным сти хом. По-видимому, сам А. Ибрагимов по чувствовал ограниченные возможности вер либра, если в последняе годы снова стал возвращ аться к традиционному стиху. Но здесь уж е другой недостаток: камерность, немотивированность перехода любви в не любовь, безудержный сентиментализм лири ческого героя. Автору, видямо, кажется, что он нашел сквозной образ для этих поэм — сияние любви. Это сияние он готов варьировать чуть ли не в каждой строке. Но он не учел одного: сияние вначале ослеп ляет, а затем раздраж ает человека. В оценке творчества Александра Ибраги мова. мне каж ется, нет и не может быть едяного мнения. С обычной критической меркой к нему не подойдешь. Возможно, поэтому так часто ошибались его рецензен ты, видя в нем лишь внешнюю оригиналь ность. Она ж е оказалась гораздо глубже — на уровне сердца. В. ПЕТРАШ В. С. Турчин. Монументы и города. М., «Советский художник», 1982. Несколько лет назад в Кемерове, в его центральной части, состоялась небольшая архитектурно-художественная премьера, которая, судя по всему, не доставяла ни творческих радостей ее «виновникам», ни эстетического удовольствия зрителям. Речь идет о памятнике Кирову, ^ что был тор жественно открыт на площади его имени. После реконструкцьИи стадиона «Химик» площ адь эта оказалась близкой к заверш е нию. Но вот возвели на ней памятник, и как-то сразу гальванизировались многие ее планировочные изъяны, которые, уж если быть строгим, ощущались и ранее. П оявле ние монумента, нет слов, очень желанного здесь, оказалось явно преждевременным. Ведь его масштаб должен быть задан всем ансамблем площади. А она еще сегодня практически не сформировалась окончатель но. Очень значимая в композиционном от- ношении часть ансамбля еще не получила своего пластического выраж ения. Более того, ее окончательного вида не представля ют д аж е сами архитекторы. Облик города, рискну напомнить пропис ную истину, формируется не только крупно масштабными композицяями в его среде (специалисты называют это первым архи- тектурны:.! планом). Здесь не менее важ ен и второй план — архитектурная организа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2