Сибирские огни, 1984, № 8
рождавшихся детей приводила их к гибе ли. Все мы восхищаемся многообразием ви дов растительного и животного мира. Толь ко отдельных видов животных на земле насчитывается около двух миллионов. К аж д ая особь начинает свою биографию из одной-единственной зародышевой клет ки. И эта клетка, развиваясь, никогда «не ошибается»; из клетки слона вырастает слон, из клетки человека — человек. В чем дело, почему так происходит, где ключ к великой тайне природы? Поиски ответа на эти вопросы, как ука зывается в книге, приводят, между прочим, и к проблеме информации. Действительно, явление наследственности трудно осмыс лить без привлечения понятия информации. К аж д ая клетка, оказывается, это своеоб разное хранилище наследственных родо словных «записей», сделанных особо искус ным способом — руками великой волшеб ницы-природы. И эта запись по своим особым «линиям связи» с поразительной точностью воспроизводится, разверты вает ся, нигде не обрываясь и не сбиваясь с за данной программы. Информационный об мен, как это убедительно показано авто ром, становится все более сложным по со держ анию и по форме по мере восхожде ния живых существ по длинной лестнице эволюционного развития, на вершине ко торой стоит человек. С развитием общества информационный обмен качественно изменился. Появились новые формы связи, новые, искусственно созданные, источники информации. Воз ник целый, неведомый до сих пор, мир ин формации. В книге популярно и в то ж е время стро го научно рассказы вается о том, что та кое «информационный взрыв», какие проти воречия возникают в информационной сфе ре, созданной человеком, каким образом они могут быть преодолены, что собой представляет информационная культура. Читатели книги найдут в ней критерии информационной культуры и пути ее дости жения. Представляет несомненный интерес разговор о человеко-машинных системах, о философских проблемах создания искусст венного интеллекта, о рождающемся уже сегодня союзе электронно-вычислительной техники и новейших средств передачи ин формации, который таит в себе много з а манчивых перспектив в развитии высокой информационной культуры. Продолж ая серьезный и. увлекательный разговор о со циальной информации, автор подчеркивает, что человека отличают от животного не только биологические особенности, но прежде всего способность к формированию сознания, его развитию и совершенствова нию на базе речевой практики и общения с другими людьми в процессе общественного труда. И вполне логично и закономерно в связи с этим сделан переход к вопросу о социально-классовом характере информации в современном мире, разделенном на две противоположные социальные системы. Как известно, научно-технические, достижения, а стало быть, и средства информации, сами по себе нейтральны в классовом отноше нии и поэтому одинаково .^служат рабоче му классу и буржуазии. Но от того, в чьих руках они находятся, зависит, какую 174 роль они играют, в каком направлении их используют. с помощью телевидения, говорится в кни ге, бурж уазны е идеологи создаю т иллюзию участия простых людей в делах государст-: ва, включают массы населения в орбиту ду-; ховного манипулирования. Автор употребля ет термин «телевизионная демократия» как! лж едемократия. С ее помощью правящий! класс пытается формировать в массах л о ж ные представления, допустим о политике администрации США, спекулятивно исполь зуя технические, киносъемочные трюки, р аз личные ракурсы — в зависимости от того, какие эмоции необходимо вы звать у зрите лей. К примеру, чтобы создать настроения расизма и шовинизма, толпу негров могут показывать с перекошенными гневными, страшными лицами. Нет необходимости го ворить, насколько важ но именно в таком критическом плане преподносить юным чи тателям знания о социальной информации. На наш взгляд, ценность рецензируемой книги прежде всего определяется чет ко выраженной методологической позицией автора. Д л я него и н ф орм ац и я— это объект « средство борьбы между двум я общест венно-экономическими системами. «Д ва ми р а — и две различные по своим принципам системы массовой информации. В мире к а питала она верой и правдой служ ит интере сам буржуазии. Почти все газеты , радио станции, средства телевещания принадле ж ат монополиям»,— пишет автор. Примеров, подтверждающих это положение,— множе ство. Кстати, заметим, что удачно выбран сам стиль повествования: задушевный, теп лый, разговор-беседа опытного наставника с молодожью, которой адресована данная книга. И оттого, что беседа идет непринуж денно, ненавязчиво, снимается трудность познания, облегчается усвоение. Книга чи тается с увлечением. В ней нет менторства. Есть только умный, знающий собеседник, стоящий на равных с читателем, завтрашним специалистом, ученым, пропагандистом, аги татором, которые могут выступать по ес- теогвенно-научной, атеистической и др. те матике. Школьники, студенты, работающ ая молодежь, надеемся, прочтут эту книгу с большим интересом и пользой. И. ШИЛЬДЯШОВ. Александр Ибрагимов. Пусть будет каж дому льобовь. Стихи, поэмы. Кемеровское кн. изд-во, 1983. Не знаю , как кто, а я, открывая новый сборник стихов известных и неизвестных авторов, непременно задаю вопрос: «А с чем ты, собственно, идешь к читателю?» З ад ал я такой вопрос и поэту Александру Ибрагимову, чей сборник стихотворений и поэм, второй по счету, вышел в Кемеров ском книжном издательстве. По-видимому, предчувствуя, что подобные вопросы у читателя обязательно возникнут, у критиков тем более, поэт в одном из сти хотворений пишет: На слово не верьте Ни богу, ни боли, Ни бабочке смерти. Порхающей в поле... Не верьте ни ветхим ' Заветам, ни новым — Энимайте со смехом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2