Сибирские огни, 1984, № 8
цах, даж е на главной — Николаевском про спекте; не хватало . воды, электроэнергии; город страдал от пож аров. Гнет, эксплуа тация, бесправие еще больше обостряли классовое противоборство. Новониколаевск, как и вся Россия, через годы реакции ш ел к новому революционно му подъему. Уж е в конце 1907 — начале 1908 гг. в городе появились опытные рево люционеры, прошедшие боевую школу ре волюции и тюрьмы — А. И. Петухов, B. И. Ш амшин и другие. Обская группа РС Д РП была переименована в Новонико лаевский комитет РС Д РП , большевистская организация окрепла. В подпольную работу включился прибывший в Новониколаевск после освобождения из томской тюрьмы C. М. Киров. О днако в организацию про брался провокатор, и начались аресты. Осо бая страница в истории революционного движ ения в Новониколаевске в эти годы, отмечают авторы книги, принадлежит семье революционеров Шамшиных. В годы подъема рабочего движ ения но вониколаевские большевики находили фор мы сочетания легальной и нелегальной р а боты. И х ряды пополнялись новыми бойца ми партии, такими, как Евдокия Борисовна Ковальчук. Н ачавш аяся в 1914 г. империалистическая война еще больше обнаж ила классовые противоречия. В книге обстоятельно рас сказы вается о том, какую большую работу провели большевики Новониколаевска по разоблачению захватнического характера империалистической войны и революцион ному воспитанию трудящихся. 2 марта 1917 г. редакция газеты «Голос Сибири» и городская дума получили теле грамму о свержении царского правитель ства. Новониколаевская бурж уазия расте рялась. Городской голова дрожащими ру ками снял с себя знак полномочий и под иронические реплики покинул заседа ние думы. Улицы заполнились красным цветом зн а мен революции. Но борьба между старым и новым продолж алась. В Новониколаевске, как й повсюду в стране, установилось двое властие: Совет рабочих и солдатских д еп у татов как орган революционной диктатуры рабочих и крестьян и комитет общественно го порядка — орган буржуазной власти. В Совет было избрано 20 большевиков, од нако они пока были в меньшинстве Боль шевики повели энергичную работу по раз облачению контрреволюционности бурж у азии и пресмыкательства перед ней меньше виков и эсеров. Город вместе со всей страной шел к со бытиям, которые стали поворотным момен том не только в судьбах России, но и всего человечества. Приближ ался великий рубеж эпохи — октябрь 1917 года. Книга «Так начинался Новосибирск» вво дит нас в гущу событий, которые мы по праву называем «нашей историей», ибо это , история становления не только города, но и поколения людей, положивших нач.ало на вой жизни. Авторы показали нам такое прошлое Новосибирска, каким не мож ет не гордиться любой из вас, читателей. Я. КУЗНЕЦОВ Иван Елегечвв. Мангазея. Роман. Цент- рально-Черноземное кн. изд-во, Воронеж. Посвящ ая произведение Мангазее, куда в лУП^ веке беж али от опричнины и за «мягкой рухлядью», за драгоценными к а меньями русские люди из центра Руси, а вослед им спешили царские воеводы 'со стрельцами и казаками, чтобы не упустить ясак и подати, Иван Елегечев не называет роман историческим, хотя, на мой взгляд, он отвечает всем требованиям именно этого ж анра. В основе сюжета действительные исторические, довольно крупные события, если учесть, что Мангазея, расположенная в Западной Сибири на реке Таз, на протя жении целых восьмидесяти лет была цент ром русской колонизации Севера, В романе действуют в основном реальные историче ские лица, ярко написаны массовые сцены, к примеру крестного хода или осады вое водской крепости, воспроизведены детали быта того времени. Но, очевидно, у автора есть свои сообра ж ения относительно жанрового обозначения произведения. Ведь он коренным образом «изменил» судьбу Мангазеи, ее историче скую перспективу. Художник не принимает гипотез историографической науки о гибели Мангазеи в связи с закрытием в 80-х годах XV II столетия мангазейского морского хо да и оскудением соболиной охоты. Худож ническая интуиция и логика осмысления исторических реалий приводят его к выводу о продолжении жизни в Мангазее, ибо не мог кануть в Л ету легендарный город, на протяжении почти целого столетия служив ший козяйственно-торговым форпостом Рус ского государства на северо-востоке стра ны. Писателя интересует прежде всего ман- газейский житель, человек Мангазеи. А это были не только мечтатель Вторушка, .д о поры д о времени носивший в кармане кусо чек бересты с чертежом новой землицы, но и Ярко Хабаров, кузнечный подмастерье, возвращ авшийся на Русь, домой, после по ж ара в М ангазее и готовый вновь двинуть ся на восток, «встречь солнцу». По сути, в М ангазее начинался Ерофей Хабаров, ве ликий землепроходец, именем которого на зовут город и станцию на крупнейшей вос точно-сибирской магистрали. Наиболее крупные удачи Ивана Елеге- чева в романе «Мангазея» связаны, думаю, прежде всего с разнообразием и вырази тельностью характеров, человеческих и социальных типов, созданных пером, бес спорно, интересного писателя-историка (чи. тателю известны его произведения об Авва куме, Д ерж авине и других известных рус ских дестелях). Сильны в своих страстях Авдотьица и Вепрь. Потрясает не только жизнь, но и смерть их. Елегечев намеренно в связи с Вепрем вводит в роман мотив горьковско го Сокола. Когда Вепрь догадался о кон чине Авдотьицы, сш бесстрашно взобрался ка утес, где сидел с подбитым крылом со кол. Сокол и человек не хотели неволи. «К тебе иду, Д уняш а, к тебе, неразлучны мы с тобой вовеки!» — крикнул Вепрь и нырнул с высоты, будто в омут...» Ром ан тический колорит обогащ ает не только стилевую палитру произведения, но и его социальное, гуманистическое содержание,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2