Сибирские огни, 1984, № 8

я кн1лжнаи полки л. м. Горюьикин, Г. А. Бочанова. Таи начи* нался Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. Эта книга — хороший подарок читателям города-ю биляра. К ак сказано в аннотации, это рассказ о развитии Новосибирска^ (Н о- вониколаевска) в дооктябрьский период (1893— 1917 гг.). В книге отраж ена жизнь города от основания до превращения его в ведущий транспортно-торговый и промыш ­ ленный центр Сибири. В центре расска­ за — люди, строившие город, положение трудящихся и их борьба за власть Советов. Эта книга — труд ученых-ясториков. Факты строго выверены, оценки научно обоснованы. Вместе с тем она написана просто и ярко, доогупна самому широкому кругу читателей. Рождение и развитие Новониколаевска (Новосибирска)— одна из наиболее ярких глав в многотрудной эпопее сооружения Сибирской железной дороги, ставшей со­ бытием мирового значения, которое история поставила в один ряд с такими стройками человечества, к ак трансконтинентальные ж е­ лезнодорожны е магистрали Северной Аме­ рики, Суэцкий и Панамский судоходные каналы . Авторам книги удалось на истори­ чески достоверном м атериале убедительно рассказать о жизни зачинателей города, пропитанной трудовым потом и наполнен­ ной страданиями простого рабочего люда, о творческой мысли лучших представителен интеллигенции, о беспримерном подвиге новониколаевских революционеров-боль- шевиков. Л истая страницы книги, мы с интересом останавливаемся на ярких характеристиках людей, стоявш их у колыбели города Ново­ сибирска. По праву первым воспроизводит­ ся неповторимый облик Николая Георгие­ вича Гарина-М ихайловского, человека, по словам А. М. Горького, «разносторонне, по-русски даровитого». И нж енер-изы ска­ тель, писатель, Н. Г. Гарин-Михайловский определил место строительства моста через Обь и проявил незаурядное гражданское мужество, добиваясь утверждения проекта. Рядом с этой фигурой одного из основате­ лей Новосибирска стоят крупный ученый, создатель проекта ж елезнодорожного мос­ та через Обь инженер Н. А. Белелюбский, инженер-путеец Н. М. Тихомиров, главный инженер на строительстве моста Г. М. Б у- дагрв. С началом пролетарского этапа освобо­ дительного движения, в середине девянос­ тых годов XIX в., в России усилилась ре­ волюционная борьба. Не остался в стороне от нее и Новониколаевский поселок. Поли­ тические ссыльные во главе с В. И. Л ени­ ным активизировали распространение м арк­ сизма и организацию социал-демократиче­ ских круж ков в Сибири. Организатором первого марксистского круж ка на ст. Обь в 1898 г. стал профессиойальный револю ­ ционер Евгений Александрович Грознов. В круж ок вошли наиболее политически зре­ лые рабочие станции; кузнец Я. Н. Овчу- ков, столяр М. И. Полунин, слесари Ф. И. Корчагин, .А. Ф. Меринов, литейщики С ,Ф. КатковскИй, И. С. Галунов и другие. В революционную деятельность втягивались рабочие мельниц, торговы е служ ащие, ин­ теллигенция поселка. В 1903— 1904 гг. кр уж ­ ки слились в Обскую группу РС Д РП . Нити связей тянулись к В. И. Ленину через Том­ ский комитет РС Д РП , в котором работали искровцы. Томск стал основным поставщи­ ком нелегальной литературы , в том числе и ленинской «Искры». Политическая агитация среди рабочих, служ ащих и солдат местного гарнизона, нелегалвные маевки, создание бо­ евой дружины, первые забастовки — все это формировало сознание и объединяло вокруг социал-демократов трудящихся Но­ вониколаевска. В дни Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г. член Обской группы Дмитрий Рыж иков поднял на перроне ст. Обь красный флаг и двинулся во главе демонстрантов в город. В январе 1906 г. в Новониколаевск при­ была печально пам ятная карательная экс­ педиция царского сатрапа генерала М еллер- Закомельского. Был арестован стачечный комитет и многие члены Обской группы РС Д РП ; Я. Н. Овчуков, М.. К. Евграфов, Д . Ф. Рыжиков, А. Ф. Полторыхин, а за ­ тем — В. И. Шамшин, А. Г. Фортов, В. И. Бушуев и другие. Обская группа уш ­ ла в подполье. Транссибирская магистраль, по словам В. И. Ленина, открывала Сибирь для к а ­ питала. На втором десятилетии своего су­ ществования Новониколаевск развивался как транспортно-торговый и промышленный центр Сибири. С 1 января 1909 г. он полу­ чает статус города. Городская дума стала еще более буржуазной, от трудящихся в нее входил всего один представитель. Зато у в е ­ личился ш тат полиции. Город рос, а мно­ гие проблемы градоустройства не решались; привычной была непролазная грязь на ули

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2