Сибирские огни, 1984, № 8
/ Н. Карлагин СОЗИДАЮЩАЯ СТИХИЯ Когда речь заходит о лирике, о ее воз действии на сердца и сознание современ ников, обычно говорят о проникновенности или откровении, о ’ ее способности делать человека бескорыстнее, добрее. Однако от куда берется эта способность, где истоки истинного лиризма и что мешает ему на брать силу, найти, как говорится, свои берега? Лирическо.е... Наверное, нет необходи мости доказывать, что понятие это чуждо всякой театральности, позе, неестествен ности. Лирическое — значит безыскусное. И , конечно, глубоко личное. Однако же не настолько личное, замкнутое, чтобы ни чего не чувствовать, кроме болей и потря сений собственного «я». Лирическое — это еще и неравнодушное к любому чу. ж ому потрясению, трагедии. Таким обра зом, вопрос истинного лиризма — это, прежде всего, вопрос глубины нравственно го сознания лирического героя, духовной ясности. Мировоззренческое здоровье и моло дость лирического героя во все времена зависели прежде всего от того, существу ет ли между ним и действительностью «самая ж гучая, самая смертная» духовная связь. А для этого лирическому герою не обходимо как бы уравнять в моральных , правах свой внутренний мир с миром рас тения, дерева, животного. И ■чем безыс куснее, естественнее выглядит такое «рав ноправие», тем сильнее и чище струя ли ризма. Знаешь ли ты, что осенью медвежонок Сйотрит на луну. Как на вьющийся в ветре лист? По луне его учит мать Мудрости своей звериной, Чтобы смог он, дурашливый, знать И призванье свое и имя. (С. Есенин. еПугачее*) Зверь здесь обладает образным видени ем мира, у него, как и у человека, такж е есть призвание. Это единокровная, «равно правная» духовная связь между двумя внутренними мирами — традиционная в рус ской лирике, когда чувство добра как бы ло мает стеклянную перегородку между ними. Нравственное сознание лирического героя, благодаря такому смешению, становится неизмеримо глубже, обостреннее. Эта ра- зомкнутость лирического «я» как бы тол кает его к слиянию с такой же, вечно ра-' зомкнутой и открытой природой. Вот чисто лирическое откровение Н. Рубцова: ...— я котел бы превратиться Или в багряный тихий лист. Иль в дождевой веселый свист. Не случайно только тогда бы поэт мог заявить; Поверьте мне: я чист душою. Из этого очищающего душу чувства взаимопроникновения и вырастает дру гое — чувство общности духовного мира человека и природы. Такое философски- духовное восприятие природы, матери- земли — неотъемлемая черта народного ха рактера лирического героя. Именно в ней — природе, в этом согласном мире зверья, и трав, и деревьев видела народ ная душа истоки своей чистоты. Не слу чайно в не столь давние времена считалось, что земля из-под весенней сохи, тайно по ложенная в избу, выводит нечисть и что земля с семи могил добрых людей спасает от всех бед. Ведь земля есть естественная основа всей жизни — работы и отдыха, горя и ра дости. Не потому ли в народном понима нии художественная правда неотделима от правды жизненной? А где правда, там и нравственность, мо раль — не «литературная», не «художест венная», а родственная той, что приобре тена испытаниями жизни и «всей возмбж-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2