Сибирские огни, 1984, № 8

и лучшие сибирские писатели требовали от рабочих, идущих в литературу, взысна- тельного отношения к своей продукции, соз­ нания глубокой ответственности перед чи­ тателем. В этом, например, заключался ос­ новной смысл статьи Ис. Гольдберга «За­ метки о начинающих и для начинающих». Вместе с тем «литературное ударничест­ во», как, впрочем, и многие другие формы обращения широких масс к литературе и искусству, имело и немалое положительное значение. Помимо того, что это движение, в какой-то степени, все-таки помогало на­ ходить \среди рабочих действительно спо­ собных и д аж е одаренных людей, оно еще и воспитывало литературно грамотного, квалифицированного читателя, что нисколь­ ко не менее важно. К ак явление, призыв ударников в литера­ туру, не «кануло в лету», не исчезло бес­ следно. Со временем лишь приняло гораздо более спокойный, более планомерный, уг­ лубленный и целенаправленный характер. К ак известно, и поныне существуют на за ­ водах, фабриках, стройках, производствен­ ных объединениях тысячи рабочих лит­ круж ков и литобъединений, которые успеш­ но действуют и достаточно регулярно вы­ двигают из своей среды интересных поэтов, прозаиков, драматургов. Так, вот уж е несколько десггтилетий на крупнейшем новосибирском заводе «Сиб- сельмаш» существует старейшее в городе литературное объединение, корни которого как раз там, в ударничестве, в том, дале­ ком для нас уж е времени, когда на строя­ щемся гиганте индустрии первых пятилеток «Сибкомбайне» начинали действовать пер­ вые литературные кружки рабочих, возво­ дивших это предприятие. М ожно вспомнить и о том, что в свое время литературное объединение завода имени Ч калова — еще одного крупного предприятия Новосибирска — вырастило известного советского поэта, лауреата Го­ сударственной премии СССР Василия Фе­ дорова. А современные литературные посты на крупнейших стройках сегодняпгней Сибири! Например, «Сибирские огни» на нефтяном Приобье»! Их родословная тож е ведь тя­ нется из тех далеких тридцатых годов... Вообще, надо сказать, литературное дви­ жение на рубеж е 30-х годов в Сибири вы­ ливалось в самые разнообразные, порой в весьма необычные формы. Напомним толь­ ко об одном любопытном факте. В эти го­ ды получает развитие коллективное детское творчество. Сначала в Иркутске выходит книга иркутских школьников «База курно­ сых», тепло встреченная А. М. Горьким, потом увидели свет два других подобных ж е сборника — «Мы из Игарки» и «Ата­ ман Пузырь». Написаны они в форме бес­ хитростных зарисовок, незамысловатых, предельно искренних рассказов детей о се­ бе, своей учебе, помощи взрослым. К ак видим, единое русло, образовавш е­ еся было в литературном движении Сибири в результате созыва Первого съезда писа­ телей Сибири, в дальнейшем, вплоть до начала тридцатых го-дов, растеклось по ру­ кавам .и протокам группировок, ассоциа­ ций, литературных течений, живших между собой далеко не всегда в согласии и взаи­ мопонимании. С одной стороны, вызвано это было, как мы уж е говорили, поиском новых форм организации литературного процесса, а с другой — отсутствием еди­ ной идейной и эстетической платформы, способной стать прочным фундаментом всей советской литературы. Поворотным моментом в ликвидации пи­ сательской разобщенности, в активизации литературных сил Сибири, как и всей страны, явилось постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О пере­ стройке литературно-художественных орга­ низаций». В этом партийном документе указывалось, что рамки существующих пролетарских литературно-художествен­ ных организаций стали узкими и тормозят размах художественного творчества. ЦК постановил «ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей, объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участво­ вать в социалистическом строительстве, в единый Союз советских писателей с ком­ мунистической фракцией в нем». Постановление Ц К нанесло решающий удар по групповщине. Все прежние литера­ турные организации в центре и на местах были распущены. Вместо них для руковод­ ства литературными силами в Сибири, на­ пример, были созданы оргкомитеты: сна­ чала Западно-Сибирский, потом — Восточ­ но-Сибирский и Дальневосточный. Предсе­ дателем Западно-Сибирского оргкомитета стал А. Высоцкий, а органом этого комите­ та, с июня 1932 года, ж урнал «Сибирские огни». Н ачалась активная подготовка к Пер­ вому Всесоюзному съезду, советских писа­ телей. Однако Только организационные меры в отношении писательской разобщенности и литературно-групповых противоречий вряд ли смогли бы радикально изменить поло­ жение. Историческое значение Пленума Ц К ВКП (б) от 23 апреля в том, что он выдвинул лозунг социалистического реализ­ ма в качестве основополагающего метода советской литературы. По этому поводу А. Высоцкий писал в «Сибирских огнях» (1932, № 11— 12): «Лозунг социалистиче. ского реализма является творческой плат­ формой, на которой возможно объединить всех советских писателей. Это — боевой лозунг советской литературы. Социалисти­ ческий реализм — это не сухая школьная терминология, это не застывш ая схема. В него укладываются индивидуальные осо­ бенности и отличия любого советского пи­ сателя, работающего на социализм, прав­ диво и художественно полнокровно пока­ зывающего правду действительности, вскрывающего диалектику действительно­ сти на любом ее участке во всей ее мно­ гогранности». Впрочем, следует заметить, что не сра­ зу, не вдруг и не всеми писателями лозунг соцреализма был принят на вооружение, вошел в плоть и кровь каж дого советско­ го литератора. Потребовалась немалая и кропотливая работа по разъяснению поли­ тики партии в этой области культурного строительства и окончательного освобож­ дения от влияния старых рапповских ло­ зунгов. В частности, сущности и задачам соцре­ ализма посвятил свой доклад на I плену­ ме Западно-Сибирского оргкомитета Сою

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2