Сибирские огни, 1984, № 8
и лучшие сибирские писатели требовали от рабочих, идущих в литературу, взысна- тельного отношения к своей продукции, соз нания глубокой ответственности перед чи тателем. В этом, например, заключался ос новной смысл статьи Ис. Гольдберга «За метки о начинающих и для начинающих». Вместе с тем «литературное ударничест во», как, впрочем, и многие другие формы обращения широких масс к литературе и искусству, имело и немалое положительное значение. Помимо того, что это движение, в какой-то степени, все-таки помогало на ходить \среди рабочих действительно спо собных и д аж е одаренных людей, оно еще и воспитывало литературно грамотного, квалифицированного читателя, что нисколь ко не менее важно. К ак явление, призыв ударников в литера туру, не «кануло в лету», не исчезло бес следно. Со временем лишь приняло гораздо более спокойный, более планомерный, уг лубленный и целенаправленный характер. К ак известно, и поныне существуют на за водах, фабриках, стройках, производствен ных объединениях тысячи рабочих лит круж ков и литобъединений, которые успеш но действуют и достаточно регулярно вы двигают из своей среды интересных поэтов, прозаиков, драматургов. Так, вот уж е несколько десггтилетий на крупнейшем новосибирском заводе «Сиб- сельмаш» существует старейшее в городе литературное объединение, корни которого как раз там, в ударничестве, в том, дале ком для нас уж е времени, когда на строя щемся гиганте индустрии первых пятилеток «Сибкомбайне» начинали действовать пер вые литературные кружки рабочих, возво дивших это предприятие. М ожно вспомнить и о том, что в свое время литературное объединение завода имени Ч калова — еще одного крупного предприятия Новосибирска — вырастило известного советского поэта, лауреата Го сударственной премии СССР Василия Фе дорова. А современные литературные посты на крупнейших стройках сегодняпгней Сибири! Например, «Сибирские огни» на нефтяном Приобье»! Их родословная тож е ведь тя нется из тех далеких тридцатых годов... Вообще, надо сказать, литературное дви жение на рубеж е 30-х годов в Сибири вы ливалось в самые разнообразные, порой в весьма необычные формы. Напомним толь ко об одном любопытном факте. В эти го ды получает развитие коллективное детское творчество. Сначала в Иркутске выходит книга иркутских школьников «База курно сых», тепло встреченная А. М. Горьким, потом увидели свет два других подобных ж е сборника — «Мы из Игарки» и «Ата ман Пузырь». Написаны они в форме бес хитростных зарисовок, незамысловатых, предельно искренних рассказов детей о се бе, своей учебе, помощи взрослым. К ак видим, единое русло, образовавш е еся было в литературном движении Сибири в результате созыва Первого съезда писа телей Сибири, в дальнейшем, вплоть до начала тридцатых го-дов, растеклось по ру кавам .и протокам группировок, ассоциа ций, литературных течений, живших между собой далеко не всегда в согласии и взаи мопонимании. С одной стороны, вызвано это было, как мы уж е говорили, поиском новых форм организации литературного процесса, а с другой — отсутствием еди ной идейной и эстетической платформы, способной стать прочным фундаментом всей советской литературы. Поворотным моментом в ликвидации пи сательской разобщенности, в активизации литературных сил Сибири, как и всей страны, явилось постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О пере стройке литературно-художественных орга низаций». В этом партийном документе указывалось, что рамки существующих пролетарских литературно-художествен ных организаций стали узкими и тормозят размах художественного творчества. ЦК постановил «ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей, объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участво вать в социалистическом строительстве, в единый Союз советских писателей с ком мунистической фракцией в нем». Постановление Ц К нанесло решающий удар по групповщине. Все прежние литера турные организации в центре и на местах были распущены. Вместо них для руковод ства литературными силами в Сибири, на пример, были созданы оргкомитеты: сна чала Западно-Сибирский, потом — Восточ но-Сибирский и Дальневосточный. Предсе дателем Западно-Сибирского оргкомитета стал А. Высоцкий, а органом этого комите та, с июня 1932 года, ж урнал «Сибирские огни». Н ачалась активная подготовка к Пер вому Всесоюзному съезду, советских писа телей. Однако Только организационные меры в отношении писательской разобщенности и литературно-групповых противоречий вряд ли смогли бы радикально изменить поло жение. Историческое значение Пленума Ц К ВКП (б) от 23 апреля в том, что он выдвинул лозунг социалистического реализ ма в качестве основополагающего метода советской литературы. По этому поводу А. Высоцкий писал в «Сибирских огнях» (1932, № 11— 12): «Лозунг социалистиче. ского реализма является творческой плат формой, на которой возможно объединить всех советских писателей. Это — боевой лозунг советской литературы. Социалисти ческий реализм — это не сухая школьная терминология, это не застывш ая схема. В него укладываются индивидуальные осо бенности и отличия любого советского пи сателя, работающего на социализм, прав диво и художественно полнокровно пока зывающего правду действительности, вскрывающего диалектику действительно сти на любом ее участке во всей ее мно гогранности». Впрочем, следует заметить, что не сра зу, не вдруг и не всеми писателями лозунг соцреализма был принят на вооружение, вошел в плоть и кровь каж дого советско го литератора. Потребовалась немалая и кропотливая работа по разъяснению поли тики партии в этой области культурного строительства и окончательного освобож дения от влияния старых рапповских ло зунгов. В частности, сущности и задачам соцре ализма посвятил свой доклад на I плену ме Западно-Сибирского оргкомитета Сою
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2