Сибирские огни, 1984, № 8
сателей ассоциации, а такж е повторением съездом и правлением СибАПП целого ряда ошибок настоященцев и руководителей РАПП . Так, в частности, не была преодоле на групповшина, в результате чего недо статочно критично участники съезда подо шли к деятельности ж урнала «Настояш ее». Явно предвзятый подход ощущался и к Со юзу сибирских писателей. Буквально вслед за съездом СибАПП (на следующий день после его окончания) со брался Второй съезд Сибирского союза пи сателей, на котором 45 делегатов представ ляли семь местных организаций. В резолю ции съезда по основным докладам А. Се- ливановского и председателя правления ССП В. Итина прозвучала мысль о том, что в качестве тем советский писатель обязан использовать основные общественные про цессы современности: индустриализацию страны, коллективизацию, культурную ре_ волюцию, переделку сознания людей, по скольку «все это создает широчайшие воз можности для художественного творче ства». Н а этом ж е съезде Сибирский Союз пи сателей был преобразован в Сибирское от деление Всероссийского Союза советских писателей (ВССП ), которое правление ВССП утвердило на правах автономного филиала. Здесь ж е, на съезде, из ССП вы делилась и третья писательская организа ция — Сибирское отделение Всероссийско го общества крестьянских писателей (ВОКП ). Многие его члены сразу ж е вые хали в сибирские деревни, где взялись за активную помощь в организации литера турных групп на местах. В 1930 году была создана еще одна ли тературная организация — Сибирское от деление Литературного объединения Крас ной Армии и Флота (ЛОКАФ ). Отделение, правда, просуществовало недолго,’ успев выпустить всего один сборник. Консолидация творческих сил Сибири не ограничивалась только поиском форм воз действия на литературный процесс. Она предполагала не только какую-то организа ционную закрепленность, уж е сложившихся писателей, но и активный поиск новых та лантов, привлечение их к художественному отражению развивающейся социалистиче ской действительности (как видим, пробле ма воспитания «литературного молодняка» реш алась писателями Сибири весьма и весь ма последовательно). Именно этим, несомненно благородным и перспективным стремлением был продик тован известный РАППОВСКИЙ призыв ра- бочих-ударников в литературу, который в конце 1930 года подхватила и Сибирская ассоциация пролетарских писателей. По инициативе СибАПП группы писателей вы ехали на крупнейшие предприятия и строй ки Сибири того времени, имея перед собой задачу создать сеть литкружков, мобили зовать из рабочей среды новые писатель ские силы. Сегодня, когда вся наша многонациональ ная литература, и советской Сибири в том числе, достигла больших высот, неизмери мо окрепла как идейно-художественно, так и организационно, когда писатели наши слиты в единый творческий организм, «ли тературное ударничество» каж ется очень наивной и малопродуктивной формой по иска и открытий новых дарований и при влечения широких масс к литературе Од нако нельзя забывать, что оно вполне соот ветствовало духу своего времени Ведь годы, предшествовавшие Первому съезду советских писателей, были тем как раз и знаменательны, что становлению социали стической экономики и культуры сопутст вовал небывалый по своей масштабности творческий эксперимент масс. Нельзя за бывать и того, что приход многих интерес ных писателей из самых глубин нашей мно гослойной жизни есть традиция советской литературы. Сколько, мы помним, одарен ных литераторов пришло с фронтов граж данской войны, с заводов и фабрик с кре стьянской пашни. Естественный ход этого процесса дейст вительно давал хорошие результаты. Д ру гое дело, что ни к чему доброму, кроме ш арахания в крайности, не могла привести попытка резко форсировать его. На страни цы журналов, сборников хлынул поток художественно недоброкачественной про дукции, хотя нет нужды отрицать, что и в этом потоке несомненно была свежая струя новой рабочей тематики. Не случайно же, обозревая сборники, составленные из произведений рабочих- ударников, пришедших в литературу, которые появились в 1931—1932 гг. («Да ешь комбайн», «На лесах», «Дело че сти, славы, доблести, геройства»), Л . Чер- нович в докладе на 1 пленуме Западно- Сибирского оргкомитета Союза советских писателей, опубликованном в «Сибирских огнях» (1933, № 1 — 2), отмечал их низкий идейный и художественный уровень, бед ность языка и стилистическую неряшли вость, преобладание зарисовок, заметок, очерков над жанрами подлинно художест венной литературы. Говорил докладчик такж е о «поверхностном восприятии» авто рами из рабочей среды «действительности, схематичности образов, отсутствии доста точной глубины и широты художественных обобщений». Примерно в том ж е духе охарактеризо вал Л . Чернович и сборники Западно-Си бирского РОПК — «Опора» и «Перепахан ные межи»: «За небольшим исключением, материал обоих сборников очень слаб по содержанию и по художественному оформ лению. Политический и художественный схематизм, сухость, неумение показать но вую колхозную деревню и процесс ее со- циалистичебкого перерождения — основной порок обоих сборников». Многие писатели Сибири видели и пони мали противоречивую сущность призыва рабочих в литературу, отдавали себе отчет, что снисходительность к неискушенным в художественном мастерстве писателям- «ударникам» — далеко не безобидна: она рож дала иллюзию легкости писатель ского труда, сниж ала эстетический вкус читатеуья. По этому поводу Вивиан Итин прямо говорил в своей статье «Десять лет «Сибирских огней» («Сибирские огни», 1933, № 1—2): «...Цель призыва не была поднята на принципиальную высоту. Цель призыва — выработать своих мастеров культуры, своих рабочих писателей. На де ле же, вместо длительной и упорной рабо ты с призывниками, под видом их достиже ний в ж урнале печатались слабые вещи».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2