Сибирские огни, 1984, № 8
тивности, вы думаете, что произведение искусства, проникнутое определенной тен денцией, уж е перестает быть таковым. А как, по-вашему, «Ревизор» Гоголя — тенденциозная вещь или нет? И в конце концов, что такое тенденция? Разрешите по этому поводу сослаться на слова т. Клары Цеткин: «Что такое тенденция, как не идея? Искусство ж е без идеи превращ ается в пу стой эстетизм, в ' пустое нагромождение фбрм. Художественные произведения пор тит и оскверняет не идея, не тенденция. Наоборот, тенденция долж на и может соз давать художественные ценности. Вредной для искусства тенденция становится только тогда, когда она грубо притягивается за волосы, когда она прибегает к непригод ным, с художественной точки зрения, сред ствам. В тех ж е случаях, когда идея непо средственно вырвалась изнутри и воплоща ется в художественно зрелые, законченные образы, она способна творить бессмертные памятники искусства. Рассуждения об объективности, о бес классовой лирике прямо смешны. Лирика, как и всякое творчество художника, ко нечно, насквозь субъективна, лирика на сквозь пропитана чаяниями, духом, мысля ми того класса, к которому принадлежит художник. Хочет он этого или не хочет, но он певец своего класса. Исключения редки, и они только подтвержают правило». Читаешь и невольно удивляешься, ло- ви й ь себя на мысли: как остросовременно звучит все это и поныне! Ведь что там скрывать: и в наши дни нет-нет да и раз даю тся голоса и подголоски, подобные тем, что раздавались с трибуны сибирского съезда: нет-иет да и предпринимаются по пытки протащить под разными соусами (т о в виде мифологических отвлечений, то в об о-, лрчке «философской прозы», то в обложке капитального литературоведческого исследо вания) концепцию* о некоем глобально-обще- человеческом подходе к сложным явлениям современного бытия и сознания. Недаром в одном из последних постановлений ЦК КПСС — «О творческих связях литературно художественных журналов с практикой ком мунистического строительства», равно как и материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, подобного рода попытки были пре сечены самым решительным образом. Блестящ ая отповедь, данная В. Я. За- зубриным поборникам «объективности», его страстный призыв к художникам слова Си бири посвятить себя делу партии, «той партии, которая из пепла поднимает огром ную страну»,— сыграли решающую роль в единодушном принятии делегатами съезда Платформы и Устава Сибирского Союза писателей. Вот как, к примеру, были сформулиро ваны 2-й и 4-й параграфы Платформы: «2. Союз в своей работе целиком руко водствуется резолюцией ЦК РКП (б) о по литике партии в художественной литера туре...» 4. Союз требует от своих членов прежде всего классовой искренности и верности в изображении лица революции, лица ее авангарда — пролетариата, ведущего за собой многомиллионное крестьянство». На Первом сибирском съезде писателей, кроме основного вопроса — создания «крепкой организации на определенном, от четливо выявленном, идеологическом фун даменте»,— обсуждалось немало и других важных проблем, было высказано немало интересных, плодотворных идей. Читая сей час материалы того, более чем пятидесяти летней давности, съезда, поражаешься, на сколько, далеко вперед смотрели его орга низаторы, насколько прозорливы были они в определении основных путей развития литературы в Сибири. Тот ж е Зазубрин в своей краткой речи на открытии съезда обронил, вроде бы вскользь, такую фразу: «...К сожалению, сибирская литература не имеет ни своих критиков, ни своих историков». Однако мысль эта не потонула, не затерялась в го рячке споров по основным вопросам: она нашла отражение в одной из резолюций съезда, где прямо говорилось о необходи мости создания в ж урнале «Сибирские ог ни» «солидного критического отдела, кото рый мог бы явиться направляющим и сии тезирующим художественную мысль Си бири». Чихая эти строки, так и хочется сказать «спасибо» нашим литературным предшест венникам, которые еще в далекие 20-е го ды проявили заботу об одном из самьгх нужных и «горячих» литературных цехов. Но самое главное — резолюция эта, равно как и пожелание В. Я. Зазубрина, выпол нены, что называется, на сто процентов. Теперь никто не рискнет утверждать, что в Сибири нет ни критиков, ни историков ли тературы. В сибирском крае работает ныне целый отряд профессиональных критиков и литературоведов, которые освещают теку щий литературный процесс и скрупулезно иссле.г^ют, изучают литературное наслед ство Сибири. Последнее тому свидетельст во — выпуск в 1982 году в издательстве «Наука» фундаментального коллективного труда «Очерки русской литературы Сиби ри» в двух томах. И еще одно «спасибо» хочется сказать участникам Первого сибирского съезда пи сателей. З а то, что они обратили особое внимание на проблему роста и воспитания молодых литературных сил — «литератур ного молодняка», как они тогда вы раж а лись. При этом подчеркивалось, что огром ная заслуга в деле выявления молодых та лантов принадлежит «Сибирским огням». «Вся современная сибирская литературная молодежь пришла и выдвинулась, главным образом, через ж урнал «Сибирские огни». «Сибирские огни» — в настоящее время в Сибири единственный толстый литера турно-художественный ж урнал, и не будет преувеличением сказать, что на его страни цах сейчас нашла приют вся сибирская ли тература». Без всякой ложной скромности можно сказать, что этой традиции, зало женной еще первыми «огнелюбами», ж ур нал следует и в настоящее время, давая «приют» всему талантливому, что выходит из-под пера сибирских авторов. Сразу после съезда к Союзу сибирских писателей потянулись новые литературные силы. В правление Союза поступили письма от литературных групп и отдельных лите раторов Челябинска, Кургана, Петропав ловска, Владивостока с просьбой принять
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2