Сибирские огни, 1984, № 8
бие пугал. В этой борьбе, нередко напоми нающей свару и грызню, Есенин объявлял ся «кулацким поэтом», Маяковский — «при мазавшимся попутчиком», Сейфуллина — «мелкобуржуазной интеллигенткой» и т. д. и т. п. Борьба шла не только в центре, не толь ко в литературных столицах, но и на местах, в литературных провинциях. И борьба дей ствительно острая, бескомпромиссная. Но именно в ходе этой борьбы произошло окончательное размеж евание литературных сил, до конца выявилось «кто есть кто» и — что самое главное — родилась идея объединения писателей Страны Советов на общей идейно-эстетической платформе. И одними из первых, кто попытался эту идею осуществить, были сибирские писате ли. Еще в середине 20-х годов в Новоси бирске была проведена своеобразная «ге неральная репетиция» писательского фору ма — состоялся Первый съезд писателей Сибири, учредивший Союз сибирских писа телей. Все на этом съезде, открывшемся 21 м арта 1926 года, было так, как и положено быть на мероприятии подобного уровня. Н а нем присутствовали делегаты со всех концов огромного сибирского края — из Новосибирска, Омскй, Б арнаула, Иркутска, Кемерово, Томска, Красноярска, Ачинска, Бийска, Кузнецка. Очень насыщенной была повестка съезда: выборы руководящих ор ганов Союза сибирских писателей, шесть докладов (два из которых — основных — сделал председатель оргбюро, главный ре дактор «Сибирских огней» В. Я. Зазубрин), прения по докладам, принятие программы и устава. Однако на сибирском съезде не было то го единодушия, каким будут отмечены позж е выступления делегатов съезда всесо юзного. Впрочем, оно и понятно; съезд в Новосибирске проходил в обстановке, ко гда литературная борьба приобрела за т я ж ной характер и близкого ее конца еще не предвиделось. Любопытно, очень любопытно сейчас читать материалы того съезда, ибо воочию видишь, насколько дальнозорки и яснови дящи были одни и насколько близоруки и ограниченны другие. Обращ аю т на себя внимание прежде все го яркие и вместе с тем очень деловые вы ступления Владимира Яковлевича З азу б рина, который по праву председателя орг бюро и докладчика поднимался на трибу ну несколько раз. О ткрывая съезд, В. Зазубрин сказал; «Товарищи, мы собрались не деклариро вать, не писать декларации. Центр тяжести нашей работы не на съезде, а где-то за ним, после него». Зазубрин, как видим, прекрасно отдавал себе отчет, что главная работа по консоли дации литературных сил Сибири (и не толь ко Сибири) еще впереди, что еще очень много предстоит сделать, чтобы писатели были по-яастоящему крепко и неразрывно сплочены на общей идейной платформе. Такой платформой, по мнению докладчи ка, долж на стать высокая цель — служ е ние делу революции и пролетариата. «Пи сатель должен острым творческим взгля дом разрезать кажущийся хаос буден рево- ЛЮЦИИ, оголить, уловить ее здоровые^ тен денции». Опираясь на резолюцию ЦК Р К П (б ) «О политике партии в области худож ествен ной литературы», В. Я. Зазубрин призвал всех писателей открыто следовать ленин скому принципу партийности: «Нейтральным в наше нетерпеливое, тес ное бремя быть нельзя. Мы заявляем — ме сто писателя в лагере тех, кто борется за счастье авангарда человечества — пролета риата, т. е. в конечном счете,— за счастье всего человечества». Н ам могут возразить — вы насилуете волю писателя, вы лишаете его творчество необходимой свободы. Позволим себе этот довод отвести сло вами Владимира Ильича .Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскиру емая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания». Зазубрин не зря сделал оговорку: «Нам могут возразить». Действительно, по пово ду последнего его заявления и разверну лась основная полемика на съезде. Если выступивший почти сразу за докладчиком Ис. Гольдберг решительно поддерж ал З а зубрина («Безыдейного творчества нет. Си биряки должны себе поставить вопрос — о чем и как писать?»), то целый ряд по следующих ораторов стал доказы вать пра вомочность «объективного» подхода к яв лениям действительности. Приведем эти возраж ения так, как они зафиксированы в «исчерпывающих материалах» Первого си бирского съезда писателей, опубликованных в «Сибирских огнях» (1926, № 3). «Сокольский.— Современная литература долж на складываться из разных кусков. Н е только из черных, но и из белых. Н уж но допустить объективно фотографическое течение литературы и дать простор лирике, которая сейчас в загоне... Вяткин.— Наиценнейшей стороной в ли тературе является, по нашему мнению, объ ективность. Право на объективность за пи сателем должно быть оставлено. А цензура пусть делает свое дело. Фета вы не уложи те в классовые рамки, хотя бы он по сво ему происхождению и принадлеж ал к по мещикам... Мартынов.— Присоединяюсь к мнению Вяткина». Д умается, есть прямой смысл привести и отрывок из «Заключительного слова» В. З а зубрина, где он дал решительный отпор своим оппонентам и по сути не оставил камня на камне от их попыток протащить в программу (платформу) съезда требова ние «объективности». «Теперь об объективности. Объективно сти, как вы понимаете, вообще никогда не было и нет. Д а и зачем она художнику? К акая цена, скажем, «объективным» фото графиям Никандрова? Ты писатель, ты долж ен организовывать хаос, долж ен звать нас «вперед и выше». Мы против бескост ного, беззубого «объективного» бытовиз ма. Мы против того, чтобы художник ри совал мопса, вполне схожего с натурой. По словам Гёте, от этого станет только одним мопсом больше. Вы сторонники так называемой объек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2