Сибирские огни, 1984, № 8

КРУ1ТИКА ЛИТЕРЛТаРОВЕДБНИЕ К 5 0 -ЛЕТИЮ I ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА СОВЕТСКИХ. ПИСАТЕЛЕН А. Горшенин, В. Шапошников о т ПЕРВОГО СИБИРСКОГО- к ПЕРВОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ О п ф ы вая 17 августа 1934 года 1-й Все­ союзный съезд советских писателей, А. М. Горький говорил; «...разноплеменная, разноязычная литература всех наших рес­ публик выступает как единое целое реред лицом пролетариата Страны Советов, перед лицом революционного пролетариата всех стран и перед лицом дружественных нам литераторов всего мира». . Д а, первый всесоюзный форум советских писателей был воистину праздником на­ шей молодой литературы, ее звездньям ча­ сом. Но всякому празднику, как известно, предшествуют будни, долгая, кропотливая «черновая работа». Любой из нас, сопоставляя дату образо­ вания Союза писателей СССР с датой об­ разования самого нашего многонациональ­ ного государства, вправе задаться вопро­ сом; а почему так далеко отстоят эти со­ бытия? Почему понадобилось целых две­ надцать лет, чтобы после образования Со­ юза Советских Социалистических -Респуб­ лик объединить на общей идейно-эстетиче­ ской платформе, на принципах социалисти­ ческого реализма всех советских писате­ лей? Ведь советская литература ведет свое летоисчисление буквально со дня победы Великого О ктября. А что касается социа­ листического реализма, то первое произве­ дение, написанное этим методом,— роман М. Горького «Мать»,— относится к 1906 году. И тем не менее Союзу советских писате­ лей «всего» 50 лет. И з истории советской литературы мы зна­ ем, что период, предшествовавший учреди­ тельному съезду писателей, был периодом открытой, острой, жестокой борьбы между различными литературными группировками. Причем иные из существовавших ’ тогда «школ» — как, например, РАПП (Россий­ ская ассоциация пролетарских писателей), Л ЕФ (Левый фронт искусства), Л Ц К (Л и­ тературный центр конструктивистов), труп-- пы «-Перевал» и «На посту»,— претендо­ вали на роль лидеров в общественно-лите­ ратурном движении, учили и поучали всех и вся, а несогласных с их «платформой» поносили самым жестоким образом. Это от­ туда, из эпохи 20-х — 30-х годов, пошла мода приклеивать яр.ш ки с «политической подкладкой» к писателям наиболее таяант- ливым и самобытным, делать из них подо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2