Сибирские огни, 1984, № 8
КРУ1ТИКА ЛИТЕРЛТаРОВЕДБНИЕ К 5 0 -ЛЕТИЮ I ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА СОВЕТСКИХ. ПИСАТЕЛЕН А. Горшенин, В. Шапошников о т ПЕРВОГО СИБИРСКОГО- к ПЕРВОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ О п ф ы вая 17 августа 1934 года 1-й Все союзный съезд советских писателей, А. М. Горький говорил; «...разноплеменная, разноязычная литература всех наших рес публик выступает как единое целое реред лицом пролетариата Страны Советов, перед лицом революционного пролетариата всех стран и перед лицом дружественных нам литераторов всего мира». . Д а, первый всесоюзный форум советских писателей был воистину праздником на шей молодой литературы, ее звездньям ча сом. Но всякому празднику, как известно, предшествуют будни, долгая, кропотливая «черновая работа». Любой из нас, сопоставляя дату образо вания Союза писателей СССР с датой об разования самого нашего многонациональ ного государства, вправе задаться вопро сом; а почему так далеко отстоят эти со бытия? Почему понадобилось целых две надцать лет, чтобы после образования Со юза Советских Социалистических -Респуб лик объединить на общей идейно-эстетиче ской платформе, на принципах социалисти ческого реализма всех советских писате лей? Ведь советская литература ведет свое летоисчисление буквально со дня победы Великого О ктября. А что касается социа листического реализма, то первое произве дение, написанное этим методом,— роман М. Горького «Мать»,— относится к 1906 году. И тем не менее Союзу советских писате лей «всего» 50 лет. И з истории советской литературы мы зна ем, что период, предшествовавший учреди тельному съезду писателей, был периодом открытой, острой, жестокой борьбы между различными литературными группировками. Причем иные из существовавших ’ тогда «школ» — как, например, РАПП (Россий ская ассоциация пролетарских писателей), Л ЕФ (Левый фронт искусства), Л Ц К (Л и тературный центр конструктивистов), труп-- пы «-Перевал» и «На посту»,— претендо вали на роль лидеров в общественно-лите ратурном движении, учили и поучали всех и вся, а несогласных с их «платформой» поносили самым жестоким образом. Это от туда, из эпохи 20-х — 30-х годов, пошла мода приклеивать яр.ш ки с «политической подкладкой» к писателям наиболее таяант- ливым и самобытным, делать из них подо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2