Сибирские огни, 1984, № 8
не удивлялись, — вспоминал П. Тольятти, — когда в дни самых напряж енных дис куссий Йидели на его столе- рядом с тек стом какой-нибудь политической резолюции томик Ариосто или последний роман, вы шедший в Париж е». Георгий Михайлович — живой образец социалистической культуры, в которой представлены все великие открытия и до стижения человечества. «Ты когда-нибудь дум ал, — обращ аясь к одному из своих друзей, говорил замечательный писатель-ан тифашист Ю. Фучик,— почему Димитрову удалось победить на процессе? Он м арк сист, но ему и Гете помог! Ему помо.гла немецкая история, которую он знал лучше их. Ему помогло знание законов истории... Он победил потому, что нет для комму ниста знаний важных и неважных. Мы — наследники всей мировой культуры! Мы! И если мы не овладеем ею, мы перестанем быть коммунистами... И история, и физи ка, и Гете, и Пушкин, и Ян Неруда, и Омар Хайям, и Репин, и Ван Гог — наши помощ ники. В этом была сила Маркса. В этом сила большевиков... Если бы Димитрова су дили во Франции,. — продолж ал Ю. Фучик, — То он бы победил силой Гюго, Бальзака, Вольтера, Л аф арга, Матисса,..». Весьма примечательно, что многие, в том числе и иностранные журналисты , слыш ав шие выступления Г. Димитрова на Лейп цигском процессе, считали, что он закон чил несколько факультетов и был профес сором права в Софийском университете. На самом ж е деле ему еще в раннем детстве пришлось бросить школу и зарабаты вать себе на жизнь. Г. Димитров на суде не ограничивался разоблачением провокаций и зловещих пла нов нацистов, защитой коммунистов и их убеждений. Он искусно использовал трибу ну Имперского суда для обращения к рабо- ЧИ.М массам, всем антифашистам. Выдаю щийся стратег и тактик в своих выступле^ ниях ставил коренные вопросы борьбы с фашизмом, давал политическую ориенти ровку коммунистическим партиям, основные принципы которой в 1935 году легли в ос нову решений V II конгресса Коминтерна и не утратили своего значения и поныне. Ч ерез все судебные препоны Г. Дими тров чётко проводил мысль: главный враг рабочего класса, всех демократических сил — фашизм. В ответ на выпады нацистов в адрес болгарского народа, называвших еьуз «диким», «варварским», горячий патриот Болгарии и интернационалист дал достой ную отповедь клеветникам. Заявив, что гордится принадлежностью к болгарскому рабочему классу, предан своему народу, имеющему тысячелетнюю культуру и бога тые национальные традиции, он назвал и подлинных варваров. «Верно, что болгар ский фашизм является диким и варварским... Дикари и варвары в Болгарии — это только фашисты. Но я спрашиваю Вас, господин председатель: в какой стране фашисты не варвары и не дикари?» На вопрос председателя суда: «Вы ведь не намекаете на политические отаошения в Германии?» — обвиняемый с саркастиче ской улыбкой ответил: «Конечно, нет, гос подин председатель». Он показал, кто стоит за спиной, кто финансирует дикарей и вар в ар о в— это Крупны и Тиссены. Несколько позднее, в 1935 году Димитров на VII кон- грессе Коммунистического Интернационала на котором он был избран Генеральным секретарем Исполкома Коминтерна, дал ис черпывающую характеристику фашизму «Открытая террористическая диктатура наи1 более реакционных, наиболее шовинистиче ских, наиболее империалистических элемен тов финансового капитала». Оценка классовой природы фашизма как главного, наиболее опасного и жестокого врага, с каким когда-либо сталкивалось международное рабочее и демократическое движения, имела исключительно важное значение для политической ориентации ком партий, рабочего класса. Дело в том, что в коммунистическом движении в определе нии фашизма, его роли допускалось немало ошибок, мешавших организации антифа шистской борьбы. Некоторые компартии недооценивали фашистскую опасность. Сре ди рабочего класса широкое рас: ростра- нение получили социал-демократические идеи о фашизме как «бунте мелкой бур жуазии» против крупного капитала и даж е как о «надклассовой силе», стоящей и над пролетариатом и над буржуазией. «Нет, — говорил Г. Димитров, — фашизм не над классовая сила и не власть мелкой бурж уа зии или люмпен-пролетариата над монопо листической буржуазией, а власть самого финансового капитала». «Приход фашизма к власти, подчеркивал -Г. Димитров, — это не обыкновенная замена одного бур жуазного правительства другим, а сме на одной государственной формы клас сового господства бурж уазии — бур ж уазной демократии другой ее формой — открытой террористической диктатурой»'. Империалистическая бурж уазия встала на путь ликвидации буржуазной демократии, поскольку она уже не только не обеспечи вала ее господства, но и стала серьезной помехой. Исходя из этого, Г. Димитров по ставил перед коммунистическими партиями вопрос о пересмотре отношения коммуни стов к бурж уазной демократии. Какое бы обличив фашизм ни принимал, как бы ни приспосабливался к меняющим ся национальным и международным усло виям, он остается силой террористической расправы над трудящимися, а во внешней политике ему присущ шовинизм в самой грубой форме, оголтелый милитаризм. Наиболее реакционные круги современ ной империалистической буржуазии ис пользуют многое из «наследия»“"фашизма, но об этом речь пойдет ниже. Г. Димитров в своих выступлениях, осо бенно заключительной речи, раскрыл причи ны поражения германского пролетариата я определил пути преодоления допущенных ошибок в борьбе с фашизмом. Перефрази руя слова из стихотворения Гете, Георгий Михайлович говорил: «Да, кто не хочет быть наковальней, тот долж ен быть моло том!» Рабочий класс Германии в результа те раскола оказался не молотом, а нако вальней. И важнейший урок для револю ционных сил — крепить единство действий рабочего класса, всех демократических сил. «Массовая работа, массовая борьба, массо вое сопротивление, единый фронт, никаких ' Г е о р г и й Д и м и т р о в . Избранные произ ведения. М., Госполитиздат. 1967. т. 1, с. 378.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2