Сибирские огни, 1984, № 8

Буржуазные политики обрушиваются на единство социалистического общества, выдавая его чуть ли не за нарушение демократии. А на самом- то деле они, в той или иной степени, кто тайно, кто явно, мечтают о един­ стве своих нации. Какой политик не мечтает о том, чтобы объединить вокруг себя весь народ! В романе об этом мечтают и генерал Холлидей и президент Джон, и журналист Мерик. Но Бен Бова объективно обна­ жает ту истину, что в буржуазном, классовом, антагонистическом об­ ществе не может быть единства ни при каких условиях. Это единство дает только социализм по той простой причине чтп он не знает классового антагонизма и способен последовательно и п’лано во разрешать все социальные проблемы. гтттл^®" претендует на социальный роман. Социальная жизнь США изображена в его^романе глухо, как слабый фон, на котором проис­ ходит политическое действо. Неолуддиты, выброшенные на улицу ^ т о - матизациеи производства, собираются на грандиозный митинг у Капито- роботами с должностей секретарш и маши­ нисток, из сферы обслуживания, созывают конференцию Этот всплеск социального возмущения кончается ничем под воздействием демагоги­ ческих обещании президента и Первой Леди. Ничего не разрешено все остается в напряжении, народный гнев разрядился впустую, но причины гнева не ликвидированы, даже не затронуты. Президент Джон упрекает Мерика: Ть 1 работаешь не на меня, а на чертову Конституцию. — Не настолько я благороден,— возразил я.— Но было бы неплохо, если бы вы и Конституция были заодно». Читая роман, мы ловим себя на том, что сочувствуем не только Ме- рику, но и президенту Джону, и ненавидим Джексона, убийцу, рвущегося к диктаторской власти. Казалось бы, ну какое дело нам, советским лю­ дям, до интриг и схваток в верхнем эшелоне капиталистического мира* Да, наверное, как говорится, чем хуже у них, тем лучше! Но наше марксистское политическое мышление гораздо более гибко и глубоко, нем это тщатся представить апологеты капитализма Мы от­ кровенно утверждаем, что капитализм при Альенде неизмеримо лучше чем капитализм при Пиночете. Даже просто с позиций обн 1 ечеловеческого гуманизма «демократический» капитализм несет трудящимся меньше страдании, несчастий, требует от них меньше жертв, чем капитализм фашистского ,толка. Еще в 1911 году В. И. Ленин в письме Максиму Горькому говорил- «Международный пролетариат теснит капитал двояко: тем, что из октябристского превращает его в демократический, и тем, что,’выгоняя от себя капитал октябристский, переносит его к дикарям. А это расши­ ряет базу капитала и приближает его смерть. В Западной Европе уже почти нет капитала октябристского: почти весь- капитал Демократиче­ ский. Октябристский капитал и.з Англии, Франции ушел в Россию и в Азию. Русская революния и революция в Азии = борьба за вытеснение октябристского капитала и за замену его демократическим капиталом. А демократический капитал — последыш. Дальше ему идти некуда. Дальше ему капут». • ‘ Семьдесят три года прошло с тех пор, как В. И. Ленин написал эти слова. «Октябристский» капитал, как и всякий другой, сметен в России Октябрьской революцией, он ликвидирован навсегда и в большей части Азии. «Октябристский» капитал «вытеснен» сейчас в ряд стран Латин­ ской Америки, в которых господствуют диктаторские и прямо фашист­ ские режимы. Мы воочию видим, как внутри самих США идет борьба между «октябристским», черносотенным, шовинистическим капиталом и капиталом «демократическим». Ну кто запретит нам, свободомысля­ щим людям, сочувствовать в этой борьбе, идущей внутри чуждой нам социальной системы, тенденциям капитала «демократического»?! Ника­ кие антисоветчики не припишут нам это сочувствие в качестве советско­ го вмешательства во внутренние дела капиталистических стран.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2