Сибирские огни, 1984, № 7
выиги за рамки «местного значения», за девая, в частности, н проблему книжной культуры. Отношение к ней неоднозначно И Виктория Дубровская, и Георгий Кар пов отмечают перекличку образов в поэ зии В. Башунова с блоковскими образами, завороженность его «магией поэтической классики», но по-разному оценивают этот факт. В. Дубровская, скорее, констатирует ег(/, оставляя за поэтом полное право искать опоры в русской классике. Г. Кар пов, цитируя «Русь-славяночку» В. Башу нова, высказывается жестче; «Есть и дру гой хорошо натоптанный путь — переос- мысливание и перепевание стихотворений о России, созданных великими поэтами. И Башунов отдал известную дань той же стилизации». В книге В. Башунова «Ва- сильковая вода» критик находит не одно подтверждение того, что поэт не избежал заемной образности и что некоторые стро ки диктовала ему литература, а не собст венное видение мира. Зачем тревожить • великие тени? Чтобы сказать: «Да, похоже на Блока»? Мало. Чтобы заявить; «Плохо петь не своим го лосом»? Банально. Что значит — «продик товано литературой»? Стихией «книжно сти» пронизывается творчество многих сов ременных лириков. Накопление культуры, стремление сверить с классическим насле дием свое творчество — процесс в литера туре тонкий и сложный, и хотелось бы получить более внятное и точное осмыс ление его. Публицистичность, умение точно соот нести факты и явления литературы с яв лениями жизни главное достоинство статьи Виктора Горна. «Это целая жизнь — человек...». В прозе Евгения Гущина он видит приметы нашего времени с его сложными общественными проблемами, «многозначностью социально-нравствен ных коллизий». Определяя место Е. Гущи на в том ряду, который возглавляют В ; Астафьев и В. Распутин, В. Горн зада ется очень важным вопросом: что же от личает произведения алтайского писателя от множества других, посвященных эколо гическим проблемам? Вопрос и важен, и очень сложен. Попытка Ольги Ним («Гар мония в стихийных спорах...») ответить на подобный вопрос в статье о творчестве Ивана Кудинова осталась, к сожалению, нереализованной. Вывод о том, что роман И. Кудинова «Стихия» «не только о на рушении равновесия в системе «человек — природа», но и о становлении характера, обретении им прочного стержня», легко от нести к любому другому роману, близко му к названному своей темой и проблема тикой. Названы слишком общие черты, и предшествующий выводу анализ говорит больше о том, что «удалось», что «не уда лось», но практически не выявляет инди видуальность писателя. В. Горн точно определяет самостоятель ность обобщений Е. Гущина, который в романе «Правая сторона» «изображает природу лишь постольку, поскольку она дает ему необходимый материал для ис следования природы человека». «У писателя Е. Гущина ПРИРОДА,— пишет критик,— это ведь тоже ДОМ (или органическая часть его). Человек живет в этом доме, он в нем хозяин. Но какой? Достаточно ли мудрый? Не разрушает ли он свой д о м торопливыми руками, что бы на его месте воздвигнуть ЖИЛПЛО ЩАДЬ?..» Интересный момент: ведь вывода как такового здесь нет, одни вопросы, а мы тем не менее воспринимаем это высказыва ние критика (впрочем, нет, не высказыва ние, а монолог, причем, произнесенный с искренней страстью) как убедительную ха- ьактеристику самостоятельности искании ^ Гущина. Истинный профессионализм не терпит клишированного слова. Сила хорошей кри тики не в нудном наукообразии, но надо заметить, что свобода и оригинальность критического мышления вовсе не предпо лагает эффектного жонглирования слова ми. Повод для такого замечания дает статья Павла Забелина «Стихи: рождают ся или делаются?» Ну, во-первых, после ьМаяковского («Как делать стихи») не очень-то и удобно ставить вопрос подоб ным образом. Во-вторых, так ли было не обходимо помещать в одной книге две обзорных статьи о поэзии, тем более что уровни критического анализа В. Дубров ской и П. Забелина просто несопостави мы. Можно всерьез отнестись к озабочен ности П. Забелина недостаточным внима нием поэтов к мастерству, к технике стиха, но нельзя строить разговор на одних дек ларациях и призывах; «Верно, поэт. По меньше бы только очерковости, побольше глубины, сжатости, благозвучия». «Просто беда, товарищи! Торопимся, торопимся; через омут описательностн к пробковому поясу ударного окончания». Крайне стран но звучит и такой призыв ко всем поэтам Алтая: учиться непременно у Алексея Прасолова, у Николая Рубцова. И не «факультативно», а в обязательном поряд ке. Банальность критических рекоменда ций и субъективизм оценок в статье тако вы, что они напрочь перечеркивают все благие намерения автора... Хотелось как можно подробнее расска зать об этой книге. И как можно теплее — первенцев хочется побаловать. Но о чем-то удалось упомянуть лишь мимоходом. А о чем-то сказалось с пристрастием, навер ное, огорчительном для авторов. Но сами поводы для сомнений и споров, которые дает эта книга, свидетельствуют о том, что об алтайской критике уже можно и долж но говорить всерьез,' можно мечтать и о новых книгах, и о пополнении рядов кри тиков. Продолжать тоже трудно, но ника кого продолжения не бывает без начала. А начало уже положено. О. ШЕВЧУК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2