Сибирские огни, 1984, № 7
ной или журнальной многостатейной ди скуссии, вызывая желание и предварить ее, и продолжить, чтобы возникла необхо димая полнота картины. Сборник еще прочно связан с ветвью газетно-журнальной критики и в то же время он уже «отпочковывается» от нее. И это естественно: стоило критике шаг нуть на ступеньку выше, как пришло ощу щение новых горизонтов и новых возмож ностей. Старый-престарый спор о том, есть ли на Алтае литературная критика и может ли то, что есть, таковой называть ся, разрешила сама жизнь. Первый крити ческий сборник, который объединил луч шие силы и в котором алтайская литера тура осмысливается как часть современной советской литературы, поворачивает этот спор в новое русло. Оно куда интереснее и плодотворнее. И если сборник «Истоки и источники», что совершенно естественно, не свободен от недостатков, то это еще не повод для сомнения: не поспешили ли, до росли ли?.. Спешить — самое время. Это го первенца на Алтае ждали долго. Размышления Виктории Дубровской о современной алтайской русской поэзии от личаются от других попыток подобного рода, так, как отличается картина от этю да. Этюды на эти темы местные критики писали и раньше. Но, пожалуй, именно «Истоки и источники» стали первой серь езной заявкой на то, чтобы исследовать ландшафт алтайской поэзии в целом. Не очень-то принято начинать разговор о литературно-критической работе с до стоинств ее формы. Но, право же, индиви дуальность манеры В. Дубровской дает для этого повод. И далеко не лишний раз напоминает о том, что литературная кри тика — это творчество, у которого есть своя поэтика. Нужно обладать тонким чувством композиции, чтобы многоплаььо- вая статья (в ней три больших раздела: деревня как супертема в поэзии Алтая; новое в освоении темы войны; предтечи и учителя сегодняшних поэтов) прозвучала так целостно. Нужно уметь говорить о поэзии языком, достойным поэзии, чувст вовать, как это чувствует В. Дубровская, что аргумент точного образа зачастую сильнее иных логических построений: «Ре активные соловьи» Панова — это птички, выращенные в поэтических заповедниках Вознесенского». Бесспорной, на мой взгляд, удачей кри тика стала вторая глава статьи — о но вом повороте в освоении темы войны. «Поэзия современных авторов,— пишет В. Дубровская,— так или иначе питается личными впечатлениями о войне. Это поэ ты — или участники войны, или запомнив шие ее в детские свои годы... Однако есть поэты, сегодня тридцатилетние, которые не застали войну даже детской памятью. И, можно сказать, помнят о ней не личной памятью, а всенародной». Эта емкая мысль получает последовательное разви тие, когда критик обращается к конкрет ному анализу стихов Г. Панова, Н. Черка сова, Л. Мерзликина, В. Башунова. Вообще эта глава богата интересны.ми наблюдениями о чувстве времени в поэти ческом творчестве. В столь общем для всех поэтов свойстве В. Дубровской уда лось уловить такие нюансы, которые, соб ственно, и характеризуют етть поэтиче ских индивидуальностей. Г. Панов прини мает бег времени во всей его стремительности, предельно сжимая рас стояние между фактом как поводом для стихотворения и самим стихотворением. Н. Черкасов обеспокоен тем, чтобы в этом временном беге деревня не растеряла сво их нравственных ценностей. Л . Мерзликин сохраняет для нас все обаяние тех дета лей и подробностей бытия, без которых Спешка жизни может оказаться суетой. Переменчивость жизни остро ощущает В. Башунов, ему дороги оттенки чувств й ценности, которые неподвластны време ни. Все эти характеристики весьма убеди тельно звучат во второй главе, где анали зируются и характерные, и во многих слу чаях лучшие стихи поэтов. Там, где В. Дубровская обращается к теме деревни в поэзии Алтая, тоже идет речь о едином начале — в данном случае о теме и об индивидуальном ее воплоще нии. Разговор ведется обстоятельный, ар гументированный, и возразить здесь авто ру что-либо невозможно. Возражение вызывает другое. Вольно или невольно размышления о том, как звучит деревен ская тема в поэзии Алтая — тема для края действительно особенная, «суперте ма» — свелись в статье, в значительной мере, к наблюдениям о психологической основе характера лирического героя. И у Н. Черкасова, и у В. Башунова, и у В. К а закова критик слышит отчетливый мотив гостя в деревне. Верно, в общем-то, слы шит.' Но очень трудно согласиться с тем, что этот мотив настолько богат, чтобы вы разить через него все многообразие жизни современного села. По крайней мгае, те стихи, к которым обращается В. Дубров ская, свидетельствуют скорее об обрат ном — об ограниченности этого мотива. Гость есть гость, а память о деревне есть память, и поэтому закономерно возникает другой мотив, которому не придает значе ния критик. Мотив стороннего наблюдате ля, который так или иначе взглядом чело века случайного, временного взирает на сегодняшнюю сельскую жизнь. Вообще слишком благополучной выгля- дит в статье картина освоения алтайской поэзией темы деревни. Но благополучие это мнимое. Все свои усилия В. Дубров ская направила на то, чтобы показать; «разные поэты идут различными, соглас- < - ными их натуре дорогами», защитить их от той критики, которая говорила с ними языком общих установок. Критика, одна ко, может, как мы видим, подстерегать крайности и другого рода. Вникать в суть переживаний поэта, конечно, нужно и должно. Но именно в суть. Вспомним Добролюбова: «Нам кажется, что для кри тики, для литературы, для самого общест ва гораздо важнее вопрос о том, на что употребляется, в чем выражается талант художника, нежели то, какие размеры и свойства имеет он в самом себе...». Не только в статье В. Дубровской зву чат мысли об учителях и предтечах, о ме сте алтайских писателей в современной литературе, о литературных истоках. Все это свидетельства того, что критика на Алтае, как и наиболее заметные произве дения литературы, настойчиво стремится
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2