Сибирские огни, 1984, № 7

То, что литературно-художественная критика работает в системе средств мас­ совой информации и пропаганды, самым прямым образом влияет на формы и жан­ ры критических публикаций. С одной сто­ роны, периодика предъявляет к критике свои требования: чувство пульса жизни, чувство меры,-чувство аудитории, С дру­ гой ._,сторОны, литературно-художественная критика необходима партийной прессе. «Во-первых, через критику в политической прессе партия, учитывая художественную специфику, гибко руководит литературно­ художественным процессом, укрепляет связь искусства с народной жизнью, ком­ мунистически воспитывает художников, творчески мобилизует и стимулирует их... Во-вторых, через литературно-художест­ венную критику в политической массовой прессе партия воздействует на формиро­ вание художественно-эстетических вкусов масс, а благодаря этому и на их идейно­ нравственный рост». Поэтому закономерно то значение, кото­ рое партия придает этой сфере творчества. Несомненно, что работа В. Баранова, А. Бочарова, Ю. Суровцева является не только пособием для будущих журнали- с^юв или начинающих критиков, но и Принципиально важным шагом в изучении теории литературно-художественной кри­ тики, в повышении идеологического и эстетического уровня критической дея­ тельности, Виктор ГОРН Истоки и источники. Литературно-критиче­ ские статьи. Барнаул, Алтайское кн. изд-во, 1983. Коллективный дебют алтайских крити­ ков на уровне книги состоялся тогда, ког­ да уже не дебютами — бенефисами отме­ тился путь писателей, чьи имена звучат в этом сборнике: Лев Квин, Иван Кудинов, Марк Юдалевич, Геннадий Панов, Евгений Гущин... Это, разумеется, далеко не пол­ ный перечень имен, представляющих ал­ тайскую русскую литературу. Но что ус­ пела сказать о них критика? Библиогра­ фия литературно-критических работ, написанных на' Алтае о «своих» писателях, не поразит воображения количеством наз­ ваний. Невозможно не согласиться с выводом А. Никулькова, который, приветствуя принципиальную важность появления пер­ вого на Алтае сборника литературно-кри­ тических статей, заметил в своем вступи­ тельном слове: «Проза и поэзия алтайских писателей в своих наиболее ярких прояв­ лениях известна всей стране. Но вот как- то сложилось так, что профессиональная литературная критика была до последне­ го времени слабо развита на Ал'1ае. И это в какой-то мере замедляло здесь и общее развитие литературы». Многие страницы «Истоков и источни­ ков» устремлены вдогонку утраченному времени. Времени, которое было отмечено преимущественно рецензиями-откликами одксразового действия. Они печатались в местной периодике и старательно несли свою службу, фиксируя новые книги и име­ на. Но в достаточно редких случаях дела­ лась в них попытка преодолеть замкну­ тость пространства и найти ответы на воп­ росы, какие факты местной литературы перерастают в явления и как они вписы­ ваются в общесоюзный литературный про­ цесс. К этому по мере сил стремился аль­ манах «Алтай»,, лучшие авторы его литературно-критического раздела — Вик­ тория Дубровская, Виктор Горн, Георгий Карпов. Лидерство их очевидно и в сбор­ нике «Истоки и источники». Но также оче­ виден и качественный разрыв между ли ­ дерами и «массой» рецензий в периодике. Стоит ли вообще этого касаться? Ведь столько говорено-переговорено на эту те­ му... Но трудно допустить, что сборник «Истоки и источники» возник на совершен­ но бесплодной почве. Он уже сам по себе плод. Именно текущая газетно-журналь­ ная критика служила тем аккумулятором сил, без которого обойтись просто нельзя. Но известно и другое: спорные, излиш­ не категоричные оценки и суждения (га­ зетная рецензия, привязанная к «моменту», грешит этим чаще; других) далеко не всегда вписываются в графу критических расходов и потерь. Бывает и наоборот. Повод для полемики — явление здоровое, тонизирующее критику. Нельзя не заметить: ссылка на статью Ю. Майорова «Поэзия села и деревенщина в поэзии», опубликованную несколько лет назад в краевой газете «Алтайская прав­ да», совсем не случайна для Виктории Дубровской — автора статьи об алтайской русской поэзии, которой открываются «Истоки и источники». Думается, что именно «Поэзия села и деревенщина в поэ­ зии», в которой с резкой полемичностью прозвучала мысль о засилии патриархаль­ ных мотивов, о невнимании к проблемам современной жизни села в творчестве ме­ стных поэтов, пишущих о деревне, в оп­ ределенной мере способствовала появле­ нию статьи «Истоки и источники» (назва­ ние ее стало потом и названием всего сборника). Здесь нет развернутой полеми­ ки с газетной статьей. Но разве не в про­ тивовес ей автор обозрения рассматрива­ ет проблематику «деревенской» поэзии с качественно иных позиций? Виктория Д уб ­ ровская ставит перед собой задачу ра­ скрыть лабораторию творчества поэтов, суть характеров их лирических героев, разобраться в истоках того или иного ли­ тературного явления. Эхо не столь давнего спора о поэзии Владимира Башунова слышится а статье Георгия Карпова «Сила воплощения». Критик, приводя разные суждения, вклю­ чается в полемику и утверждает: «Спо­ рить с этими критическими мнениями нуж­ но и должно и ради самого читателя...». Начало этому разговору, который продол­ жается теперь на страницах книги, поло­ жила периодика. И со страниц той же периодики (из альманаха «Алтай») пере­ шли в сборник два больших поэтических обозрения — уже названная статья Вик­ тории Дубровской и «Стихи: рождаются или делаются?» Павла Забелина. И даже специально написанная для сборника ста­ тья Георгия Карпова «В строке и за стро­ кой» о творчестве Леонида Мерзликина . звучит скорее как слово критика в газет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2