Сибирские огни, 1984, № 7
ются. По мнению авторов, «природа кри тической деятельности представляет собой сложное, специфически-оригинальное дву- единство научности и публицистичности, эта природа научно-публицистична». Прежде всего критик обращается к чи тателю, зрителю, слушателю. Но критик вступает в диалог и с художником. Тут важно подчеркнуть, что он не «обслужи вает» художника, а обращается к нему, помогает, по высказыванию Л . Леонова, «увидеть себя во весь возможный рост, найти свой голос». Но критик все-таки не чистый публицист, а в «то же время и сам поэт» (Достоевский). Не считая критику собственно художе ственным творчеством, авторы справедли во полагают, что «личность критика в от личие от личности художника проявляет себя не в художественно-образном отра жении действительности», а имеет свою специфику: «писатель работает словом во имя создания художественного образа, характера, персонажа; критик — во имя выражения «строгой логической мысли», во имя того, чтобы передать впечатления и оценки, изложив свой текст в «прекрас ной форме и свободным тоном». В этом плане даже критика писатель ская и критика профессиональная имеют отличия. Но ведь мы же постоянно говорим о художественности критики, ее образности. В критике эти начала также имеют свое отличие: «Если в искусстве образ — спо соб мышления и творчества, то в критике его назначение :— дополнительно обосно вывать мысль, делать ее предметно-ощу тимой; оттого в искусстве он обязателен, в критике возможен, желателен.,.». Многие положения, высказанные в по собии, отчетливо указывают пути правиль ного освоения трудной профессии критика. Как известно, профессия — это опреде ленные умения и навыки, безошибочное выполнение своего дела. Так отчего тогда на страницах журналов и газет мы то и дело встречаем различные точки зрения, почему порой яростно спорим в связи с . одним и тем же фактором литературной жизни? Причин здесь много. Но важно сейчас вслед за авторами работы подчерк нуть правомерность различных прочтений, которая коренится в общих закономерно стях всякого отражения, познания, в осо бой природе художественного отражения действительности, в характере самой кри тической деятельности, наконец, в лично сти критика. Мы часто повторяем фразу Пушкина, что художника надо судить по законам им самим над собой признанным. Имеет ли высказанная мысль отношение к крити ке? Думаю, что имеет. Критик ставит пе ред собой определенные задачи в той или иной статье, у него есть и свои пристра стия, и свое заветное. Без этого вообще нет человека, без этого невозможно по нять человеческую личность. Но важно и другое, чтобы эти пристрастия «не захле стнули» критика, не «застили» ему глаза на законы художника, на объективное соотношение вещей. ^ , Авторы точно и доказательно ведут • речь о диалектике субъективного и объек- * тивного в критическом суждении, четко 172 ■ проводят водораздел между субъективным (т. е. личностным отношение.м к художест венным явлениям) и субъективизмом; объективным и объективизмом. «Критика' в целом должна быть объективной в сво их выводах при всей субъективности ав торов». Эта диалектика субъективного и объективного связана со всеми , сферами .критической деятельности. Критик анализирует прежде всего про изведение, творчество художника и худо жественный процесс. С этим авторы посо бия связывают жанровую систему в крити ке, выделяя три опорных жанра — рецензию, творческий портрет, статью. Вопрос о жанрах всегда относился к числу сложных и неоднозначных. Жанр в чистом виде выступает нынче редко, мы часто твердим о размытости жанра, в то же время внутренне ищем надежные ори ентиры. По отношению к творчеству кри тика авторы сумели дать такие ориенти ры, убедительно обосновав свою точку зрения. Разумеется, они прекрасно пони мают, что «существует заметная градация возможностей того или иного опорного .жанра», что на жанровую палитру влияет множество дополнительных критериев: конкретное назначение статьи, творческая задача, которую нужно решить в данном выступлении, характер интерпретации, уровень теоретичности и др. Обосновывая жанровые принципы рецен зии, авторы отчетливо видят и ее разно видности. Особенно трудной жанровая дифференциация становится тогда, когда мы имеем дело со значительными критиче скими работами. В частности, работа А. Луначарского «Самгин» определена как статья-рецензия. Все, что говорится по поводу этой статьи Луначарского, не вы зывает сомнения. Более того, лишний раз убеждаешься, что талантливая, творче ская личность не вмещается в узкие'рам ки жанра. Поэтому не случайно, видимо, на полях возникают вопросы. Почему ра бота Луначарекого названа все-таки ста тьей-рецензией, а «Русский человек на гепбег-уоиз» Чернышевского статьей? Ведь и та и другая оценивают единичное произведение и выходят в сферу широких публицистических обобщений. Убедительно авторы пишут о характере того или иного жанра, о разнообразном бытовании рецензии (рецензия-диалог, ре цензия-фельетон), статьи (проблемная ста тья, теоретическая статья, полемическая статья и др.), творческого портрета. К аж дая из этих разновидностей обладает сво ими композиционными особенностями, раз личными’ стилистическими средствами и т. п. Но есть общие, характерные для жан ра в целом признаки. Этому прежде всего уделяется внимание в пособии, приводит ся богатый художественный материал. Еще раз подчеркивая неканоничность де ления внутри, жанров, авторы высказыва ют и такую мысль: «В искусстве сегодня особенно явственно идет активный процесс' взаимообогащения, слияния, диффузии различных жанров и родов. Этот процесс вызывается к жизни не имманентными причинами, лежащими внутри' мира искус ства, а в силу развития, обновления, рас ширения идейно-художественных потреб ностей общества».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2